Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 Западно-Сибирского ТУ ГВФ близ Канска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 сентября 1955 г.
Время:  12:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Канский район, близ села Комарово
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1359
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Новосибирская авиагруппа
Рейс:  5
 


Описание
    Экипаж 115 авиаотряда принял самолет в а/п Новосибирск и приступил к продолжению почтово-пассажирского рейса №5 Москва-Хабаровск.
    Взлет в а/п Красноярск на а/п Иркутск произведен в 12:15 мск. На борту находились 3 пассажира, 2089 кг почты и 417 кг груза (кабельная изоляция). До 12:25 полет выполнялся визуально на эшелоне 1 200 м. В 12:25 КВС сообщил о невозможности визуального полета на этой высоте, так как впереди низкая облачность, и запросил разрешение на возврат или изменение эшелона. Диспетчер РДС Красноярск дал указание набрать высоту до 2 400 м, а через 3 минуты руководитель полетов дал указание занять эшелон 3 000 м. Экипаж подтвердил и в 12:40 доложил полет на эшелоне 3 000 м в облаках, добавив, что в наушниках треск, но наличие грозовых явлений определить невозможно. После этого связь с самолетом прекратилась. В 12:45 он разрушился в воздухе и потерпел катастрофу на окраине села Комарово в 37 км западнее-юго-западнее а/п Канск. Координаты места катастрофы 56° 10’ 50” СШ 95° 01’ 55” ВД. При ударе о землю самолет не загорелся. Разброс обломков по полю и лесу составил 1000х500 м. Самолет ударился о землю в поле в перевернутом положении с работающими моторами. Обе ОЧК обнаружены в поле (левая – в 550 м, правая – в 500 м от фюзеляжа). Хвостовая часть фюзеляжа - в лесу в 250 м от фюзеляжа. По показаниям очевидцев, в момент катастрофы в данном районе была гроза. Самолет вывалился из облаков и беспорядочно падал в разрушенном состоянии после сильного удара грома.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП погодные условия, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1359
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 13.08.1947
Заводской номер ВС 30074
Наработка ВС (часы) 5734
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 829106121 829106077


Сведения о рейсе

Номер рейса 5
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Новосибирская авиагруппа
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Красноярск (Северный)
Пункт назначения Иркутск
Начальный пункт маршрута Москва (аэропорт неизвестен)
Конечный пункт маршрута Хабаровск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что КВС перед вылетом получил следующий прогноз погоды сроком действия с 12:15 до 16:30 по маршруту Красноярск-Иркутск: облачность 4-7 баллов, слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м, и средняя, без осадков, видимость 4-10 км. Таким образом, экипаж был ориентирован на благоприятные погодные условия. В 11:35 начальник АМСГ узнал от диспетчера РДС, что экипаж Ил-12 Л1382, летевший из Иркутска в Красноярск, сообщил о грозовом положении в районе Канска, а также получил штормовое оповещение из Ирбея об отдаленной грозе. Он решил изменить прогноз погоды на следующий: облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 300-600 м, дождь, фронтальная гроза, видимость 4-10 км, в облаках обледенение и болтанка. Указанный прогноз начальник АМСГ передал по телефону технику АМСГ. При этом он не указал срока начала действия прогноза, предполагая, что он соответствует сроку передачи. Это привело к тому, что техник АМСГ, имея новый прогноз, предусматривающий опасные метеоявления, вручила экипажу старый прогноз, полагая, что новый предназначен для следующих вылетов. При последующей консультации командира другого экипажа (уже после взлета Ил-12 Л1359) начальник АМСГ узнал, что экипаж Тулупова получил старый прогноз погоды. Он сообщил об этом диспетчеру АДС, а тот, в свою очередь, в 12:20 передал эту информацию руководителю полетов. РП об изменениях прогноза погоды и штормовых оповещениях из Канска экипажу не передал. После доклада экипажа о невозможности визуального полета на эшелоне 1 200 м РП пренебрег опасностью встречи самолета с грозой и назначил экипажу эшелон 3 000 м вместо команды о возврате в а/п Красноярск.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственная причина катастрофы – непредвиденное попадание самолета в грозовую облачность, приведшее к его разрушению. Разрушение самолета в воздухе произошло вследствие нагрузок на крыло, превышающих разрушающие, установленные для данного типа самолета. Нагрузки возникли при попадании самолета в грозовую облачность. Вероятно, выполняя полет в облаках, неожиданно для себя экипаж вошел в мощногрозовое облако, сливающееся с остальной облачностью. Разрушение началось с ОЧК, которыми была отбита хвостовая часть. Следов пожара и поражения электрическим током самолета нет.
    Основная причина катастрофы:
    а) беспечность и халатность в руководстве полетами, выразившаяся в пренебрежении к сложной метеообстановке в наступившем осеннем периоде, что явилось результатом неудовлетворительной организаторской работы руководства а/п Красноярск и Красноярского ТУ ГВФ;
    б) неудовлетворительное метеообеспечение полета, выразившееся в выдаче по халатности работниками АМСГ экипажу неправильного прогноза погоды, которым были дезориентированы и экипаж, и диспетчер, выпускавший самолет в полет.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.