Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Украинского ТУ ГВФ близ Днепропетровска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 мая 1955 г.
Время:  12:16
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Днепропетровская область, 9 км западнее а/п Днепропетровск
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4098
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское территориальное управление ГВФ, 86 ОАО
Рейс:  599
 


Описание
    Экипаж 86 ОАО выполнял почтовый рейс. На борту находилось 1 538 кг почты и 566 кг груза, состоявшего из сигнальных ракет, латунных круток и проволоки, а также точильных кругов. Взлет в Киеве произведен в 10:42.
    Полет до зоны АДС Днепропетровска проходил визуально на высоте 400 м при следующей фактической погоде: облачность 10 баллов слоисто-дождевая, слоисто-кучевая и средняя, слабый дождь, видимость 4 км. В 12:15 экипаж установил связь с КДП и запросил условия посадки. Диспетчер КДП передал: «Подход 300 по давлению 748,4, посадка 240» и разрешил подход. Экипаж подтвердил. Однако на последующие вызовы больше ответов не было.
    Фактическая погода с 12:00 до 12:30 близ а/п Днепропетровск была: облачность 10/1 верхняя слоисто-кучевая высотой 1 500 м, видимость 10 км, ветер западно-юго-западный 12 м/с с порывами до 16 м/с. Наблюдалась умеренная болтанка (что подтверждается докладом экипажа самолета Л4516 и анализом синоптической обстановки). Самолет упал на пологом склоне балки в 9 км западнее аэропорта и сгорел. Разброс обломков - 30х40 м. Левая ОЧК обнаружена в 210 м от места падения самолета. Установлено, что в режиме горизонтального полета на высоте 200-300 м произошел отрыв левой ОЧК. Разрушение крыла произошло по левой части центроплана вблизи стыка о ОЧК. В 12:16 самолет в штопорном положении ударился носовой частью о землю, разрушился и загорелся.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП отказ техники, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4098
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.04.1944
Заводской номер ВС 18414305
Наработка ВС (часы) 9257
Наработка ВС (циклы) 15965
Силовая установка 8115978 8113119


Сведения о рейсе

Номер рейса 599
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское территориальное управление ГВФ, 86 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Киев (Жуляны)
Пункт назначения Днепропетровск
Начальный пункт маршрута Киев (Жуляны)
Конечный пункт маршрута Запорожье


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Установлено, что разрушение нижней панели центроплана от носка до 1-го лонжерона произошло по обшивке на расстоянии 200-300 мм от стыковочного угольника. От 1-го лонжерона до 4-го стрингера разрушены обшивка и стрингеры на расстоянии 410 мм. От стыковочного угольника и далее до задней кромки центроплана силовая панель разрушена по крайнему ряду заклепочного шва стыкового угольника. Верхняя панель центроплана разорвана по кромке стыковочного угольника. Согласно исследованиям в ГОС НИИ ГВФ, сечение разрыва полки 1-го лонжерона и сечение разрыва обшивки и накладки в зоне 2-го лонжерона на длине 400 мм имеют характер усталостного излома под действием внешних переменных нагрузок. Остальные места разрушения нижней панели и всё сечение разрывов верхней панели носят свежий характер в результате мгновенного разрушения.
    16.10.54 самолет прошел заводской ремонт на АРБ-411. Налет после ремонта составлял 784 ч. Общий налет самолета с начала эксплуатации – 9 257 ч.
    Комиссией обнаружены следующие конструктивные отступления:
    а) на куске обшивки панели центроплана в зоне 1-го лонжерона по нижней полке лонжерона просверлено большее количество дополнительных отверстий, которые в сочетании со старыми отверстиями практически перерезают нижнюю полку на участке около 150 мм;
    б) кромка нижнего зализа мотогондолы прикреплена вторично. При этом новый заклепочный шов не совпадает со старым. Поэтому на обшивке имеется два ряда отверстий;
    в) наружная стенка 10-й нервюры имеет большие ремонтные накладки и прикреплены к нижней обшивке центроплана вместе с накладкой по старым отверстиям и дополнительному заклепочному шву. При этом заклепки расклепаны с внешней стороны;
    г) отверстия под заклепки имеют двойные сверления и овализацию. В этом месте, вероятно, при эксплуатации после обнаружения трещины обшивки центроплана была установлена наружная накладка;
    д) половинки нижнего башмака 1-го лонжерона переклепаны с перекосом в 2 мм, а заклепки поставлены увеличенного диаметра. Между обшивкой и башмаком проложен пакет из пяти прокладок толщиной по 0,8 мм. В результате указанных отступлений нижняя часть центроплана в зоне 1-го лонжерона имела большое ослабление вплоть до появления люфтов.
    Комиссией в а/п Харьков осмотрены два самолета Ли-2 Л4124 и Л4431, имеющие налет снэ 10 226 и 10 649 ч. На них выявлены аналогичные трещины в обшивке центроплана в зоне 1-го лонжерона и 10-й нервюры. Из а/п Одесса пришло сообщение об обнаружении аналогичных трещин на самолете Л-4222 (налет снэ 10 014 ч). На АРБ-411 был осмотрен самолет Л4099 (9 979 ч) с продольной трещиной в обшивке центроплана длиной 150 мм. На самолете Л4321 (10 261 ч) после ремонта на АРБ-411 обнаружено нарушение крепления стыковочного угольника к обшивке – заклепки имеют следы подтяжки, а угольник – крупные забоины.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является нарушение прочности нижней панели левой части центроплана в результате развития усталостных трещин, чему значительно способствовали допущенные конструктивные и технологические отступления в зоне 1-го лонжерона при заводском ремонте самолета на АРБ-411. В результате имевшегося ослабления разрушение крыла произошло при умеренной болтанке и порывистом ветре скоростью до 16 м/с. Разрушение самолета при нагрузках значительно меньше расчетных подтверждается отсутствием остаточных деформаций в силовом наборе оторвавшейся части крыла и у места стыка стабилизатора к фюзеляжу.
    Виновник: Конкретный виновник (из персонала АРБ-411) не установлен. Руководство АРБ-411 виновно в неудовлетворительной организации дефектации и технологического контроля при проведении заводского ремонта самолетов. В результате, на самолете Л4098 при двух последних ремонтах на АРБ-411 не вскрыты имевшиеся конструктивные и технологические отклонения.
    РТУ, УИАС и ГОС НИИ ГВФ до сих пор не разработали дополнительные технологические указания на осмотр и дефектацию силовых элементов конструкции планера самолетов с большим налетом при техническом обслуживании на эксплуатации и при заводском ремонте.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.