Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Свердловской авиагруппы Западно-Сибирского ТУ ГВФ близ а/п Кольцово
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 ноября 1956 г.
Время:  04:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Свердловская область, близ а/п Свердловск-Кольцово
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4872
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Свердловская авиагруппа
Рейс:  39
 


Описание
    Экипаж 120 авиатранспортного отряда выполнял рейс №39 Москва-Омск с посадками в Горьком, Ижевске и Свердловске. Взлет в Ижевске произведен в 00:20 мск. На борту находилось 2 пассажира, 681 кг почты и 676 кг груза (вольтметры 10 ящиков 210 кг, краска – 2 бидона 116 кг и комбайновые цепи б/уп 350 кг). Заправка составляла 1 100 л (левый передний бак 700 л, правый передний бак 400 л, из которых 300 л было заправлено в Ижевске).
    В 02:00 экипаж доложил пролет Дружинино на эшелоне 2 400 м и получил указание от РДС Кольцово снижаться до 1 800 м и переходить на связь с АДС Кольцово. Установив связь с КДП, экипаж получил указание следовать на ДПРМ на высоте 1 200 м.
    Фактическая погода в районе аэропорта была следующей: облачность 10 баллов, слоистая высотой 60 м, горизонтальная видимость 6 км, ветер юго-западный 5 м/с.
    В 02:09 КДП передал условия посадки – курсом 256° по давлению 731,0 мм рт.ст. правым кругом, ветер 180° 5 м/с. В 02:18 экипаж доложил пролет ДПРМ на высоте 1 200 м, после чего получил указание снижаться до 700 м и переходить на связь с СКП. Дежурный по полетам СКП разрешил снижение до 400 м и заход на посадку по установленной схеме. Одновременно на борт были переданы высота облачности 60 м, ветер слева под углом 45° 4-5 м/с. Экипаж подтвердил.
    В 02:28 – 02:30 экипаж доложил пролет ДПРМ на высоте 250 м, после чего связь с ним прекратилась. Самолет обнаружен между ДПРМ и БПРМ на удалении 1 047 м от ДПРМ и правее створа приводных радиостанций 90 м. КВС и второй пилот погибли, бортрадист тяжело ранен, пассажиры – легко ранены. Катастрофа произошла в 02:30 мск (04:30 мест. вр.).
    Установлено, что через 816 м после пролета ДПРМ самолет начал цеплять правой плоскостью деревья, находившиеся правее створа приводных радиостанций на 157 м, а затем левой плоскостью за вершины деревьев. Консоль левой плоскости оторвалась. Самолет с большим левым креном, сталкиваясь с деревьями, ударился о землю в лесу и развернулся примерно на 200-210°. Разрушены носовая часть фюзеляжа до 15 шпангоута (до центроплана) и левая плоскость. Оба двигателя оторвались. Фюзеляж разломился пополам между 30 и 35 шпангоутами. На высотомерах было установлено следующее давление: левый 732 мм рт.ст., правый – 738 мм рт.ст.. Радиовысотомер был выключен. Радиокомпас настроен на БПРМ. Питание моторов включено на левый передний бак. Шасси выпущены, щитки убраны. В баках обнаружено: 280 л в левом переднем, 5-10 л в правом переднем. Оба двигателя при столкновении с землей работали. По барографу снижение от ДПРМ до момента падения продолжалось 18-20 сек.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 2
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4872
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 14.06.1950
Заводской номер ВС 18435507
Наработка ВС (часы) 8331
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 122824 ЛС 122825


Сведения о рейсе

Номер рейса 39
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Свердловская авиагруппа
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ижевск
Пункт назначения Свердловск (Кольцово)
Начальный пункт маршрута Москва (Быково)
Конечный пункт маршрута Омск (Центральный)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Вероятные причины катастрофы:
    1) Нарушение экипажем правил захода на посадку по установленной схеме с МК=256°, выразившееся в том, что экипаж вышел правее ДПРМ на 157 м. Продолжая снижение с 1 200 м, самолет, видимо, пролетел ДПРМ на высоте меньше установленной. После пролета ДПРМ КВС произвел снижение до недопустимо малой высоты, в результате чего при выходе из облаков или еще в облаках самолет стал задевать за деревья. Место падения имеет превышение 35 м над уровнем аэродрома (с учетом высоты деревьев – 55 м). При снижении экипаж, видимо, не учел это превышение.
    2) Экипаж продолжал снижение на правом переднем баке, забыв своевременно переключить питание моторов на левый передний бак. После пролета ДПРМ на высоте 250 м оба двигателя прекратили работу, выработав горючее из этого бака. Экипаж был вынужден в течение некоторого промежутка времени, пока производил переключение питания двигателей на левый передний бак, выполнять безмоторное снижение. Двигатели возобновили работу, когда высота была уже потеряна и самолет стал задевать деревья. Характер траектории движения по лесу свидетельствует, что экипаж не предпринимал попыток к предотвращению дальнейших столкновений с деревьями, не имея, по-видимому, запаса скорости и мощности двигателей.
    Вторая вероятная причина катастрофы подтверждается также летным экспериментом, проведенным комиссией, заключавшимся в безмоторном снижении на самолете Ли-2 с высоты 250 м от ДПРМ. Траектория планирования самолета во время эксперимента совпала с траекторией планирования борта №4872. По расчетам комиссии невырабатываемый остаток горючего при положительном наклоне бака, соответствующем набору высоты самолетом, составляет 6,3 л, а при отрицательном наклоне, соответствующем снижению самолета, составляет 43,1 л.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.