Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 Восточно-Сибирского ТУ ГВФ (134 АТО) близ Биробиджана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 декабря 1957 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Еврейская АО, г. Поктой, 30 км западнее Биробиджана
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1309
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 134 АТО
Рейс:  10
 


Описание
    Экипаж 134 ато был назначен для выполнения рейса №10 Хабаровск-Москва (со сменой в Иркутске).
    В 11:10 мск экипаж по распоряжению диспетчера КДП подрулил к аэровокзалу. Самолет был поставлен на перроне по ветру. В этот день на аэродроме был порывистый ветер со скоростью 20-24 м/с. После посадки пассажиров, в 11:45 КВС запросил разрешение выруливать на старт. Диспетчер КДП перед выдачей разрешения запросил, установлена ли струбцина на руль поворота. КВС доложил, что все струбцины сняты, и настойчиво просил разрешения рулить на старт без установки струбцин. Диспетчер категорически приказал установить струбцину. Через некоторое время КВС доложил о готовности к выруливанию на старт. Диспетчер, считая, что экипаж установил струбцину, дал разрешение выруливать. Самолет выруливал без струбцины, что подтверждают свидетели.
    На предварительном старте самолет находился 5 минут. Затем экипаж получил разрешение выруливать на исполнительный старт, доложил о проведении контроля согласно карты обязательных проверок и запросил разрешение на взлет. Получив его, в 11:58 мск экипаж произвел взлет с МК=52° при следующей фактической погоде: облачность 10 баллов, средняя, метель, видимость 4,5 км, ветер северо-восточный 20 м/с с порывами до 24 м/с, t=-13°С. После взлета экипаж на вопрос РП об условиях взлета не ответил. На вторичный запрос ответил: «не мешайте» и только через некоторое время сообщил, что «очень плохие, очень плохие». КВС подходившего к аэродрому Ил-12 №Л1346 видел борт №1309 не в направлении выхода из зоны АДС, а в направлении захода на посадку. В районе четвертого разворота Ил-12 №1309 медленным доворотом, почти без крена, начал выходить на ЛЗП. Показания позволяют сделать вывод, что КВС Лопатников после взлета обнаружил неисправность в органах управления, своевременно не доложил РП, пытаясь зайти на посадку, однако, в районе четвертого разворота передумал и принял решение продолжить полет.
    В 12:06 экипаж перешел на связь с ГКДП. В 12:24 с борта поступило сообщение, что отказало управление рулем поворота. На вопрос о решении КВС ответил, что будет следовать в Архару, т.к. «у вас садиться нельзя из-за сильного ветра». Диспетчер ГКДП доложил диспетчеру РДС Хабаровск, который передал затем указание РП следовать в Архару для посадки. При этом диспетчер РДС Хабаровска не принял необходимых мер для обеспечения контроля за полетом с помощью всех радиолокационных средств, имеющихся в аэропорту. В 12:35 экипаж передал о пролете Биробиджана в 12:32 на высоте 2 100 м. Диспетчер, не уточнив условий полета и характер отказа, дал распоряжение о переходе на связь по УКВ радиостанции, после чего связь с бортом была потеряна и на все вызовы экипаж не отвечал. Самолет пропал без вести и его поиски результатов не дали.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 22 22
На земле   0
Всего погибших 27


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1309
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.02.1947
Заводской номер ВС 30015
Наработка ВС (часы) 10436
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 829107754 82910840


Сведения о рейсе

Номер рейса 10
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 134 АТО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Хабаровск
Пункт назначения Магдагачи
Начальный пункт маршрута Хабаровск
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Описание предшествующих событий     В тот же день в а/п Хабаровск, до вылета борта № 1309, резким порывом ветра был отклонен руль поворота самолета Ил-12 № Л1330. При осмотре было обнаружено разрушение трубы руля поворота между качалкой и корневой нервюрой, а также повреждение кницы и профиля жесткости у среднего узла крепления руля. Ил-12 №1330 занимал то же место относительно направления ветра, что и Ил-12 №1309 при стоянке на перроне.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Отказ руля поворота в полете вследствие его повреждения порывистым ветром на земле при стоянке на перроне и выруливании на старт, что подтверждается случаем с Ил-12 №1330 и докладом КВС Лопатникова через 26 минут после взлета. Отказ управления рулем поворота вследствие разрушения трубы руля и, в дальнейшем, разрушения среднего узла крепления руля к килю в полете, послужил причиной потери управляемости самолетом и его беспорядочному падению. Это объясняется возможностью перекомпенсации свободно-отклоняющегося руля поворота, пружинный компенсатор которого автоматически не отклоняется. Перекомпенсация руля поворота могла быть вызвана смещением оси руля при его поворотах вокруг нижней обломанной части трубы, а также в результате потери жесткости конструкции руля из-за разрушения кницы и профиля жесткости в узле подвески кронштейна руля на 9-ой и 10-ой нервюрах.
    В июне 1958 г самолет был обнаружен на северо-западном склоне горы Поктой в 30 км западнее Биробиджана полностью разрушенным и сгоревшим. Место происшествия, находившееся в лесу на склоне крутизной 45°, было осмотрено 15 июня. Самолет падал под углом к поверхности сопки около 85° с правым креном, имея вращательное движение, с работающими двигателями. На месте происшествия ранее сделанные выводы комиссии полностью подтвердились. Разрушения трубы были аналогичными, как и у самолета №1330. Труба под действием ветровых нагрузок была скручена и получила разрушение. В воздухе произошло полное разрушение трубы, приведшее к отказу управления рулем поворота и частичной потере управляемости самолетом, что при полете в условиях сильной болтанки явилось причиной катастрофы самолета.
    Виновники:
    1) зам. ком. 198 ОАО по движению, начальник ЛЭРМ и руководитель полетов, которые, зная о случившемся с Ил-12 №1330, не дали указания о прекращении вылетов самолетов и проверке технического состояния их органов управления, а ограничились лишь указаниями диспетчерам АДС и КДП разрешать выруливание на старт только с установленными струбцинами, не установив при этом контроля за выполнением указания. Зам ком. 198 ОАО, РП и диспетчеры АДС и КДП не обеспечили активного руководства и контроля за полетом самолета, оказавшегося в сложных условиях, при наличии в аэропорту радиолокационных средств для этого.
    2) Командир корабля – допустил повреждение руля поворота при выруливании на старт и вылетел в рейс с неисправным управлением руля поворотов.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.