Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 Восточно-Сибирского ТУ ГВФ (134 АТО) близ н/п Акша, Читинская область
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 сентября 1957 г.
Время:  18:55
Страна:  СССР
Место происшествия:  Читинская область, 3 км юго-восточнее Акши
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1389
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 134 АТО
Рейс:  11
 


Описание
    Приняв самолет в а/п Иркутск, экипаж 134 авиаотряда продолжил выполнение рейса №11 Москва-Хабаровск. Взлет в Иркутске произведен в 15:10 мск. На борту находились 21 взрослый пассажир и двое детей.
    Прогноз и фактическая погода по маршруту полета: облачность 6-9 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 600-1000 м, средняя, дождь, видимость 4-10 км, в облаках обледенение, горы закрыты облаками, ветер на высоте 3 000 м - 340° 60 км/ч. Р
    асчетное время прибытия в а/п Чита – 17:00. В это время фактическая погода в а/п Чита была следующей: облачность 10/2, высоко-кучевая, кучево-дождевая высотой 1 000 м, видимость 10 км, тихо.
    При выходе из зоны АДС Иркутск самолет начал уклоняться от ЛЗП вправо. В 15:31 по обзорному радиолокатору было зафиксировано уклонение вправо на 17 км. Диспетчером РДС Иркутск никаких мер к выводу самолета на ЛЗП принято не было. Из РДС Иркутск в РДС Чита самолет был передан с еще большим уклонением от маршрута на юг (40-50 км). РП а/п Иркутск за полетом не следил и об отклонении самолета от ЛЗП при выходе из зоны РДС не знал. Диспетчер АДС а/п Улан-Удэ не включил обзорный радиолокатор для наблюдения за полетом. Получив пеленг ЩТЕ=92°, на карте его не проложил, движение самолета по направлению не проконтролировал. После пролета Улан-Удэ в 16:08, по данным радиопеленгарторов а/п Иркутск и Улан-Удэ, отклонение от трассы составляло около 30 км вправо. Экипаж, имея эти данные, мер для вывода самолета на ЛЗП не принял. В 16:28 экипаж получил пеленг от радиопеленгатора а/п Чита, который, хотя и был неточен, но показывал отклонение самолета к югу от трассы. Экипаж, получая пеленги, не воспользовался ими для уточнения направления своего полета. Ни один пеленг на картах проложен не был. При подходе к зоне АДС Чита в 16:40 экипаж пеленги получить не смог. В виду значительного уклонению самолета на юг от трассы экипаж также не смог настроить радиокомпас на приводные радиостанции Беклемишево и Чита. Не установив связи по командной радиостанции, экипаж снизился до 2 400 м и перешел на визуальный полет в районе дороги Дарасун-Акша. Видимо, приняв ее за дорогу Романовка-Чита, что севернее Читы, экипаж изменил курс на южный, тем самым, еще больше удаляясь от Читы на юг. Диспетчер РДС а/п Чита и руководитель полетов за полетом не следили. Даже при наличии серии уверенных пеленгов радиопеленгатора а/п Чита, взятых в период с 17:25 по 17:33, проявив преступную халатность и бездеятельность, они не приняли никаких мер с целью оказания помощи для вывода самолета на аэродром, несмотря на полученное сообщение с борта, что экипаж не обнаруживает приводные радиостанции, не может получить ни одного пеленга и не знает своего местонахождения. Получив серию истинных прямых пеленгов, указывающих, что самолет находится южнее Читы, экипаж продолжал производить полет, изменяя курсы и не используя полученные пеленги для следования в а/п Чита. Пытаясь визуально восстановить ориентировку, экипаж дважды снижался над неизвестным им горном районом.
    В 18:30, ввиду малого остатка топлива, не восстановив ориентировку, экипаж принял решение произвести посадку у видимого им населенного пункта, о чем доложил в РДС Чита.
    В 18:55 мск (0:55 1 октября местного времени) при выполнении четвертого захода на посадку на высоте 200-250 м от уровня выбранной площадки самолет столкнулся с сопкой, покрытой лесом, и потерпел катастрофу. Один из пассажиров получил тяжелые ранения, остальные пассажиры и члены экипажа погибли. Катастрофа произошла в 3 км юго-восточнее н/п Акша (190 км южнее Читы) на сопке высотой 1 000 м. На высоте 900 м самолет задел деревья, потеряв левую ОЧК. Продолжая сталкиваться с деревьями и разрушаясь, самолет упал в перевернутом положении на противоположном склоне на высоте 850 м в 340 м от места первого столкновения с деревьями.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 23 22
На земле   0
Всего погибших 27


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1389
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.10.1947
Заводской номер ВС 30123
Наработка ВС (часы) 9996
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 829107839 829107871


Сведения о рейсе

Номер рейса 11
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 134 АТО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Иркутск
Пункт назначения Чита
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Хабаровск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основная причина катастрофы:
    1) Потеря ориентировки и неправильные действия экипажа по ее восстановлению.
    2) Неудовлетворительное руководство и плохой контроль за полетами в РДС Иркутск и Чита, выразившееся в плохом использовании радиолокационных средств контроля за движением самолетов, неиспользовании имевшихся пеленгов от пеленгаторов а/п Иркутск и Улан-Удэ для вывода самолета на ЛЗП, и неиспользование пеленгов пеленгатора а/д Чита для вывода самолета на а/д Чита.
    Виновники (кроме экипажа):
    По службе движения 136 ОАО: Диспетчер РДС а/п Чита – движение самолета не контролировал, полетом не руководил, имевшиеся пеленги для вывода самолета на а/д Чита не использовал, с диспетчером РДС Иркутск взаимодействия для определения местонахождения самолета не установил, за все время нахождения самолета в зоне РДС (2 ч 15 мин) при наличии непрерывной связи с самолетом ни одной команды на борт не дал. После ЛП он приказал совершить подлог – произвести запись о непередававшейся команде «возьмите курс 3°» в журнале. РП – работу диспетчера не контролировал, узнав за 1,5 часа до ЛП о потере экипажем ориентировки, не принял мер к оказанию помощи экипажу.
    Зам. ком . 136 ОАО по движению - прибыв в РДС в 17:45 (за 1 час 10 мин до ЛП), обстоятельств не проанализировал и имеющимися пеленгами, указывающими на отклонение самолета к югу от аэропорта, не воспользовался, проявив полную беспомощность.
    По службе движения а/п Иркутск:
    Диспетчер РДС – движение самолета по трассе не контролировал, полетом не руководил, вследствие чего самолет вышел из РДС Иркутск с большим отклонением от трассы. Имевшиеся от радиопеленгатора а/п Иркутск пеленги сам не использовал и в РДС Чита не передавал, обзорный радиолокатор а/д Улан-Удэ не использовал.
    РП – неудовлетворительно контролировал работу диспетчера РДС, имевшиеся пеленги при потере ориентировки не использовал.
    Диспетчер АДС Улан-Удэ – вопреки инструкции, обзорный радиолокатор для контроля за полетом не включил. Руководство 134 ато и 136 ОАО – плохой контроль за работой экипажей и служб движения.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.