Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 Восточно-Сибирского ТУ ГВФ (134 АТО) в а/п Иркутск
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 ноября 1959 г.
Время:  18:52
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Иркутск
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-01426
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 134 АТО
Рейс:  В-8
 


Описание
    Экипаж 134 авиаотряда выполнял грузовой рейс В-8 с грузом слюды в ящиках весом 2 962 кг. После промежуточной посадки в Киренске взлет был произведен в 11:10 мск.
    Прогноз погоды по пункту посадки с 12:15 предусматривал: облачность 4-7 баллов, слоисто-кучевая высотой 1000-1800 м, 7-10 баллов верхняя и средняя, видимость 2-4 км, в начале срока – менее 1 000 м. К 12:27 экипаж, войдя в зону РДС Иркутск, получил следующую фактическую погоду: облачность 10 баллов верхняя, средняя, видимость 10 км.
    После пролета Усть-Орды экипаж получил указание снижаться до 1 500 м и следовать на привод а/п Иркутск. В это время из-за смены ветра на северо-западный, видимость в районе аэропорта стала ухудшаться из-за натекания дыма с города при видимости на северо-западе 1 300 м, на юго-востоке – 4 км. Вследствие этого старт был сменен с 114° на 294°. В 13:43 экипаж доложил пролет привода на высоте 1 500 м и получил разрешение на снижение до 600 м по давлению 724,7 мм рт.ст. и заход на посадку по схеме с МК=294°. Заход на посадку контролировался диспетчером посадки по РСП-4. В это время произвел посадку самолет Ту-104, командир которого сообщил, что в районе БПРМ на высоте 120 м он попал в тонкую пелену дыма или тумана, от которой при включенных фарах создался экран, в результате чего экипаж на время терял старт. Кроме этого он сообщил, что в начале ВПП с МК=294° на очень низкой высоте есть туман или дым. Эту информацию должен был слышать экипаж Ил-12. Перед пролетом ДПРМ на запрос диспетчера экипаж ответил, что видит только неоновые огни, а старт закрыт какой-то пеленой. После пролета ДПРМ экипаж доложил о готовности к посадке и получил разрешение продолжать заход. Во время захода на посадку по схеме к району БПРМ и началу ВПП подошел туман. Техник-наблюдатель АМСГ видела его при наблюдении, но диспетчерам не передала и не зафиксировала в журнале, а произвела запись только «в 13:55 дым туман 700». Затем запись замазала и надписала вверху уже за «14:00 6/0 верхняя дым 1300». Диспетчер посадки тумана не заметил. Не наблюдая самолет визуально, он разрешил посадку. Дежурный по полетам также туман не заметил и самолет не видел, но диспетчера об этом не предупредил. В районе БПРМ самолет вошел в туман. КВС, полагая, что это тонкая пелена, и получив команду диспетчера «не бояться и продолжать снижение», безрассудно продолжал снижение, не выпуская щитков (что свидетельствует о том, что старта он не видел). Он непроизвольно дал правый крен и сместился с ВПП вправо. Самолет произвел касание на три точки на ГВПП под углом 30-35° к основной ВПП. После касания КВС увидел слева огни старта и стал доворачивать влево, чтобы произвести посадку на ИВПП. Пролетев 298 м, самолет задел левой плоскостью за землю, по которой прочертил ею на протяжении 37 м. Затем он попал в ров глубиной 1,5-2 м, перешел на нос и подломил левую и переднюю опоры шасси. В таком положении самолет прополз 19 м, правой опорой шасси попал во второй ров (находившийся на расстоянии 30 м от первого) и снес ее. Самолет резко развернуло влево. Кабина пилотов была разрушена, экипаж выбросило наружу. КВС и бортмеханик погибли на месте, второй пилот и бортрадист скончались от тяжелых травм в больнице 1 и 2 декабря. Место катастрофы расположено в 150 м правее ВПП и в 1 300 м от ее начала. Катастрофа произошла в 13:52 мск (18:52 местного времени).


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-01426
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1948
Заводской номер ВС 30257
Наработка ВС (часы) 9169
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 829105829 829107252


Сведения о рейсе

Номер рейса В-8
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 134 АТО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Киренск
Пункт назначения Иркутск
Начальный пункт маршрута Мама
Конечный пункт маршрута Иркутск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственная причина катастрофы: внезапное натекание тумана в районе БПРМ и начала ВПП, что ухудшило видимость, а также неправильное решение диспетчера посадки о приеме самолета при ухудшившейся видимости и данное им разрешение на посадку, несмотря на то, что он не наблюдал самолет визуально.
    Главные причины катастрофы –
    а) Прием самолета при погоде ниже минимума, в результате плохого и безответственного наблюдения за фактической погодой и несообщения диспетчерам об ухудшении видимости со стороны техника-наблюдателя АМСГ. Отсутствие контроля за состоянием погоды со стороны РП, диспетчера посадки и дежурного по полетам.
    б) Нарушение экипажем установленного минимума погоды и безрассудные действия КВС и второго пилота, производившими посадку в тумане в нарушение НПП ГА-58.
    Способствующие причины:
    а) недооценка информации от командира самолета Ту-104 об ухудшении погоды и непринятие мер для выяснения фактического состояния погоды со стороны РП и диспетчера посадки.
    б) неудовлетворительная работа АМСГ по метеообеспечению полетов, неоправдавшийся прогноз погоды, плохая организация и контроль за производством метеонаблюдений.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.