Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Украинского ТУ ГВФ близ Грахово, Удмуртская АССР
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 ноября 1958 г.
Время:  16:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Удмуртская АССР, 1,5 км северо-западнее Грахово
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-84624
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское территориальное управление ГВФ, 89 ОАО
 


Описание
    Экипаж 89 ОАО выполнял перевозку груза азотнокислого цинка весом 2 250 кг, находившегося в 150 стеклянных бутылях, упакованных в корзины с древесной стружкой. Корзины были размещены вдоль бортов. Взлет в Сталино произведен в 07:40 1 ноября. В тот же день, с промежуточной посадкой в Харькове, экипаж прибыл в а/п Воронеж, где остался на ночевку. 2 ноября экипаж произвел взлет в 09:30 и в 11:20 совершил посадку в а/п Пенза. Взлет в Пензе произведен в 14:02. В 15:38 экипаж доложил пролет а/д Казань на высоте 400 м и получил указание набрать высоту 1 200 м. Последняя связь с РДС Казань состоялась в 16:15. РДС дала указание переходить на связь с а/п Ижевск. Экипаж подтвердил. После этого связи с самолетом больше не было. Экипаж ни с Ижевском, ни с Казанью на связь не выходил и на запросы не отвечал. Через 35 минут после последней связи с бортом РДС Казань начала принимать меру к розыску самолета. В 17:30 в а/п Ижевск поступили сведения, что самолет потерпел катастрофу в 1,5 км северо-западнее н/п Грахово на трассе полета. Расследованием установлено, что в районе села Грахово на самолете возник пожар внутри фюзеляжа. Экипаж с резким снижением пошел на вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку. При приземлении самолет взорвался с полным разрушением конструкции. Члены экипажа были выброшены от места взрыва на 180 м. Детали самолета и части упаковки груза обнаружены разбросанными по полю на площади 300х250 м в направлении приземления самолета. По найденным остановившимся наручным часам было установлено время катастрофы – 16:20.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-84624
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 18428001
Наработка ВС (часы) 13175
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 121716 ЛС 121660


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское территориальное управление ГВФ, 89 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Пенза (Терновка)
Пункт назначения Ижевск
Начальный пункт маршрута Сталино
Конечный пункт маршрута Ижевск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссия установила, что при транспортировке некоторые бутыли с азотнокислым цинком Zn(NO3)26H2O были разбиты. В результате вещество, имеющее температуру плавления +36°С, попало на короба отопительной системы, идущие вдоль правого и левого бортов. В процессе полета была включена отопительная система. Короба при этом могут нагреваться до 60-70°С. При этом азотнокислый цинк начал разлагаться на ZnO, NO2 (окись азота) и O2. Окись азота, которая разлагается при температуре +21,3°С, является сильным окислителем и при взаимодействии с органическим веществами дает воспламенение и взрывчатые смеси. При таком процессе взаимодействия окиси азота с органическими материалами обшивки коробка и фюзеляжа могло произойти воспламенение этих материалов, в результате чего в кабине начался пожар. Это подтверждается обнаружением на отопительных коробах расплавленной и разложившейся массы азотнокислого цинка и прогара на коробах отопительной системы. Комиссией также обнаружено горение стружки и корзин упаковки. Экспериментальным путем установлено, что обсыпанная азотнокислым цинком древесная стружка из упаковки бутылей самовоспламеняется при t=+80°С. Самовоспламенение стружки могло произойти из-за ее обдува горячим воздухом из системы отопления. В ходе дальнейшего полета этот очаг пожара распространился по всему фюзеляжу, кабине, туалету и хвостовому оперению. Об этом свидетельствует почти полное сгорание всех перкалевой обшивки и обгорание звукоизоляционного материала. В момент приземления и соприкосновения с землей с убранными шасси произошло торможение, в результате чего бутыли переместились вперед и разбились. При наличии пожара произошло интенсивное разложение азотнокислого цинка с выделением окиси азота и кислорода, что и послужило причиной взрыва. Этому также способствовало проникновение паров бензина в фюзеляж самолета от разрушения бензосистемы при ударе о землю.
    Азотнокислый цинк не значился в перечне опасных грузов ГУ ГВФ. При погрузке правила приема и перевозки опасных грузов не выполнялись: не были приняты необходимые меры предосторожности при загрузке и размещении этого груза в самолете. Груз соответствующим образом не закреплен. Экипаж о перевозке опасного груза со стороны отдела перевозок не предупрежден.
    Виновник – отправитель – Сталинский государственный союзный завод химреактивов, который нарушил правила перевозки опасных грузов, не предупредив отдел перевозок о характере груза.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Ранее самолет имел бортовой номер Л-4381
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.