|
|
|
Катастрофа Ли-2 Украинского ТУ ГВФ близ Грахово, Удмуртская АССР |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 02 ноября 1958 г.
Время: 16:20
Страна: СССР
Место происшествия: Удмуртская АССР, 1,5 км северо-западнее Грахово
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-84624
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское территориальное управление ГВФ, 89 ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 89 ОАО выполнял перевозку груза азотнокислого цинка весом 2 250 кг, находившегося в 150 стеклянных бутылях, упакованных в корзины с древесной стружкой. Корзины были размещены вдоль бортов. Взлет в Сталино произведен в 07:40 1 ноября. В тот же день, с промежуточной посадкой в Харькове, экипаж прибыл в а/п Воронеж, где остался на ночевку. 2 ноября экипаж произвел взлет в 09:30 и в 11:20 совершил посадку в а/п Пенза. Взлет в Пензе произведен в 14:02. В 15:38 экипаж доложил пролет а/д Казань на высоте 400 м и получил указание набрать высоту 1 200 м. Последняя связь с РДС Казань состоялась в 16:15. РДС дала указание переходить на связь с а/п Ижевск. Экипаж подтвердил. После этого связи с самолетом больше не было. Экипаж ни с Ижевском, ни с Казанью на связь не выходил и на запросы не отвечал. Через 35 минут после последней связи с бортом РДС Казань начала принимать меру к розыску самолета. В 17:30 в а/п Ижевск поступили сведения, что самолет потерпел катастрофу в 1,5 км северо-западнее н/п Грахово на трассе полета. Расследованием установлено, что в районе села Грахово на самолете возник пожар внутри фюзеляжа. Экипаж с резким снижением пошел на вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку. При приземлении самолет взорвался с полным разрушением конструкции. Члены экипажа были выброшены от места взрыва на 180 м. Детали самолета и части упаковки груза обнаружены разбросанными по полю на площади 300х250 м в направлении приземления самолета. По найденным остановившимся наручным часам было установлено время катастрофы – 16:20.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
нестандартные причины |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-84624 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
|
Заводской номер ВС |
18428001 |
Наработка ВС (часы) |
13175 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
ЛС 121716 ЛС 121660 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское территориальное управление ГВФ, 89 ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Пенза (Терновка) |
Пункт назначения |
Ижевск |
Начальный пункт маршрута |
Сталино |
Конечный пункт маршрута |
Ижевск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Комиссия установила, что при транспортировке некоторые бутыли с азотнокислым цинком Zn(NO3)26H2O были разбиты. В результате вещество, имеющее температуру плавления +36°С, попало на короба отопительной системы, идущие вдоль правого и левого бортов. В процессе полета была включена отопительная система. Короба при этом могут нагреваться до 60-70°С. При этом азотнокислый цинк начал разлагаться на ZnO, NO2 (окись азота) и O2. Окись азота, которая разлагается при температуре +21,3°С, является сильным окислителем и при взаимодействии с органическим веществами дает воспламенение и взрывчатые смеси. При таком процессе взаимодействия окиси азота с органическими материалами обшивки коробка и фюзеляжа могло произойти воспламенение этих материалов, в результате чего в кабине начался пожар. Это подтверждается обнаружением на отопительных коробах расплавленной и разложившейся массы азотнокислого цинка и прогара на коробах отопительной системы. Комиссией также обнаружено горение стружки и корзин упаковки. Экспериментальным путем установлено, что обсыпанная азотнокислым цинком древесная стружка из упаковки бутылей самовоспламеняется при t=+80°С. Самовоспламенение стружки могло произойти из-за ее обдува горячим воздухом из системы отопления. В ходе дальнейшего полета этот очаг пожара распространился по всему фюзеляжу, кабине, туалету и хвостовому оперению. Об этом свидетельствует почти полное сгорание всех перкалевой обшивки и обгорание звукоизоляционного материала. В момент приземления и соприкосновения с землей с убранными шасси произошло торможение, в результате чего бутыли переместились вперед и разбились. При наличии пожара произошло интенсивное разложение азотнокислого цинка с выделением окиси азота и кислорода, что и послужило причиной взрыва. Этому также способствовало проникновение паров бензина в фюзеляж самолета от разрушения бензосистемы при ударе о землю.
Азотнокислый цинк не значился в перечне опасных грузов ГУ ГВФ. При погрузке правила приема и перевозки опасных грузов не выполнялись: не были приняты необходимые меры предосторожности при загрузке и размещении этого груза в самолете. Груз соответствующим образом не закреплен. Экипаж о перевозке опасного груза со стороны отдела перевозок не предупрежден.
Виновник – отправитель – Сталинский государственный союзный завод химреактивов, который нарушил правила перевозки опасных грузов, не предупредив отдел перевозок о характере груза. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Ранее самолет имел бортовой номер Л-4381 |
Источники информации |
|
|
|
|
|
|