Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Северо-Кавказского ТУ ГВФ в 85 км от а/п Гумрак
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 января 1961 г.
Время:  05:38
Страна:  СССР
Место происшествия:  Сталинградская область, Дубовский район, близ села Первое Мая
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-84694
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, 231 ОАО
 


Описание
    Экипаж 231 ОАО выполнял ночной полет на вертикальное зондирование атмосферы. Взлет с а/д Гумрак произведен в 04:48 мск.
    Фактическая погода с 04:45 до 06:00 была следующей: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 200-300 м. Видимость 2-4 км. Снег. Ветер 250-270° 7-10 м/с у земли и 60-80 км/ч на высотах.
    Экипаж после взлета и набора высоты дважды передавал данные зондирования до высоты 4 500 м. Первый раз он передал: нижний край облачности 230 м, верхний край нижнего слоя 1 000 м, умеренное обледенение. Второй раз – нижний край второго слоя 1 600 м, верхний край 2 280 м, нижний край третьего слоя 3 300 м, верхний край 4 000 м, в облаках умеренное обледенение, в зените ясно. Больше экипаж на связь не выходил и на дальнейшие вызовы не отвечал.
    Полностью разрушенный самолет был обнаружен на заснеженном поле в 85 км северо-северо-восточнее а/п Гумрак. Самолет упал на равнинной местности в 05:38, столкнувшись с землей носовой частью фюзеляжа. Двигатели углубились в почву на 1,5 м.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ошибка экипажа, нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-84694
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.12.1945
Заводской номер ВС 18423106
Наработка ВС (часы) 10617
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 120021 ЛС 121609


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, 231 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сталинград
Пункт назначения Сталинград
Начальный пункт маршрута Сталинград
Конечный пункт маршрута Сталинград


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является безответственный допуск командира корабля к выполнению полетов на вертикальное зондирование атмосферы без какой-либо его подготовки и тренировки. Командир 231 ОАО допустил его к самостоятельным полетам на зондирование 4 декабря. При этом командир корабля имел личный минимум погоды I днем и II ночью. В связи с несоответствием минимума командира корабля ожидаемым метеоусловиям командир АЭ 5 декабря включил в состав экипажа зам. к-ра АЭ, но задание на тренировку командира корабля ему не давал.
    Зам. к-ра АЭ по окончании полета о готовности командира корабля к полетам на зондирование не докладывал и считал, что командир корабля может выполнять полеты на зондирование только днем в визуальных условиях. К-р АЭ, считая этот единственный полет достаточным для командира корабля, доложил к-ру 231 ОАО о его готовности к самостоятельным полетам на зондирование атмосферы. К
    омандир корабля, будучи не подготовленным к таким полетам, особенно в ночных условиях, и, имея перерыв в полетах на зондирование более месяца, все же 17 января был назначен в третий самостоятельный полет на зондирование.
    Комиссия установила, что к-р 231 ОАО допустил командира корабля к полетам на зондирование, не проверив его подготовки и тренировки. К-р 231 ОАО, к-р АЭ и к-р летной части сами на зондирование не летают и поэтому лично проверку не проводят. Вследствие такой порочной практики, кроме командира корабля, зам. к-ра АЭ и еще двое командиров экипажей были допущены к полетам на зондирование без подготовки и тренировки.
    Командир корабля, не имея опыта и навыков пилотирования самолета на больших высотах и малых скоростях, на высоте 5 200 м допустил потерю скорости и сваливание. Неуправляемый самолет на высоте 4 000 м оказался в облаках. При сваливании командир корабля мог допустить растерянность и, находясь в облачности, не сумел определить пространственное положение самолета, в результате чего в создавшихся условиях с пилотированием не справился. Неуправляемый самолет, продолжая беспорядочное снижение, столкнулся с землей практически вертикально, с МК=320° между селом Первое Мая и шоссе Волгоград-Камышин.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.