Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Приволжского ТУ ГВФ в Уфе
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 марта 1961 г.
Время:  16:07
Страна:  СССР
Место происшествия:  Башкирская АССР, Уфа
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-54783
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Приволжское территориальное управление ГВФ, 168 ОАО
Рейс:  747
 


Описание
    Экипаж 168 ОАО выполнял полет по перевозке сборного груза, состоящего из запчастей, приборов, паронита, рукавов, резинового клея, металлических стаканов, радиодеталей и электроаппаратуры, по маршруту Казань-Томск с посадками в Уфе, Челябинске, Омске и Новосибирске. Посадка в Уфе произведена в 13:10 мск. После обслуживания и дозаправки экипаж получил разрешение на взлет. Двигатели были запущены еще тогда, когда в самолете не было двух членов экипажа. Вследствие этого они проработали 20 минут. Температура головок цилиндров возросла до 200°. Не желая увеличивать эту температуру, перед взлетом экипаж на номинале моторы не опробовал.
    Фактическая погода при взлете была следующей: облачность 10/10 баллов, слоисто-кучевая высотой 1 200 м, снег, видимость 2 км, ветер 110° 3 м/с, температура 0°С.
    Выпадавший мокрый снег откладывался на поверхности самолета. Его удаление с поверхности самолета не производилось. Экипаж самолет не осматривал и не придал значения факту выпадания снега. Сменный инженер а/п Уфа отсутствовал, обслуживание самолета не организовал, качество проделанных авиатехником работ (в частности, удаление снега) не проверил.
    Взлет производился в 14:07 мск (16:07 местного времени) от начала ВПП с МК=205° с небольшим попутно-боковым ветром в сторону города (взлет с МК=25° со встречно-боковым ветром в сторону меньших препятствий был бы в этих условиях безопасней). Однако руководитель полетов, не следя за изменением обстановки на аэродроме, решения о смене старта не принял, начавшееся понижение температуры и возможность в связи с этим обледенения самолетов не оценил. Первая половина взлета производилась с нормально поднятым хвостом. Однако затем КВС отметил, что самолет пробежал достаточное расстояние и не отделяется от ВПП. Не поняв причин этого, он движением штурвала на себя отделил самолет, при этом переведя его на большие углы атаки и придав ему трехточечное положение при отрыве. Первое отделение произошло в 850 м от начала разбега (в 321 м от конца ВПП). Самолет пролетел 150-200 м. Не имея достаточной скорости для перехода в набор высоты, самолет снова коснулся земли хвостовым колесом, повторно отделился от земли и с большими углами атаки и левым креном стал медленно набирать высоту. При этом шасси убрано не было. В процессе набора высоты крен продолжал увеличиваться. Попытки экипажа вывести самолет из крена результатов не дали. Не имея достаточной скорости, самолет стал терять высоту и с увеличивающимся левым креном с высоты 15-20 м упал в черте г. Уфа в 290 м от границы аэродрома под углом 50° к курсу взлета и в 220 м левее оси ВПП. Столкновение с землей произошло сначала левой плоскостью, затем носовой частью. При этом самолет едва не столкнулся с частным домом на углу улиц Весенняя и Охотская, разрушив навес колодца на приусадебном участке и часть деревянной изгороди, ограждавшей участок. Окончательная остановка произошла во фруктовом саду рядом с участком. В непосредственной близости от места катастрофы, на другой стороне улицы Охотская, располагались пятиэтажные жилые дома. Носовая часть самолета была разрушена, двигатели оторвались. Все члены экипажа получили тяжелые ранения. КВС скончался через 5 часов, бортрадист - через 38 часов.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка при техническом обслуживании, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-54783
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1949
Заводской номер ВС 33444706
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС 120193 ЛС 110030


Сведения о рейсе

Номер рейса 747
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Приволжское территориальное управление ГВФ, 168 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Уфа
Пункт назначения Челябинск (Баландино)
Начальный пункт маршрута Казань
Конечный пункт маршрута Томск (Богашёво)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственная причина катастрофы: переход самолета в процессе взлета во второй режим полета, потеря скорости и управляемости с последующим падением за пределами аэродрома.
    Главная причина катастрофы: взлет на самолете при наличии на его поверхности мокрого снега и с небольшим попутно-боковым ветром, вследствие чего КВС не справился со взлетом и своевременно его не прекратил.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.