Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Уральского УГА близ а/п Киров
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 марта 1974 г.
Время:  08:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Кировская область, близ а/п Киров
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-73960
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское УГА, Кировский ОАО
 


Описание
    Пройдя предполетную подготовку, командир экипажа 174 летного отряда, в нарушение п2.4.2 НПП ГА-71, принял решение на полет без бортмеханика, который не мог участвовать в полете из-за необходимости прохождения ВЛЭК.
    Взлет произведен в 07:59 мск с ИВПП с МК=215° в простых метеоусловиях. Полетный вес самолета составлял 9240 кг, центровка – 18,5% САХ, что не выходило за установленные нормы.
    Отрыв произошел на скорости 120 км/ч после разбега длиной 430 м через 26 сек. после начала взлета. После отрыва самолета на высоте 5-10 м (по показаниям очевидцев и пассажиров) левый двигатель стал давать перебои в работе с выхлопами в карбюратор. Через 42 сек. от начала взлета самолет находился на высоте 10 м при скорости 150-160 км/ч. Набрав высоту 50-80 м, экипаж доложил: «Тряска двигателя, по малому кругу заходим». Диспетчер СКП ответил: «Вас понял». На этом связь прекратилась.
    Через 64 сек. после начала взлета на высоте 50-60 м началось кренение самолета влево с угловой скоростью 3°/с. За 6-7 сек. полета произошло снижение самолета на 5-7 м. За это время крен достиг около 20° при приборной скорости 145-155 км/ч. При выполнении разворота влево (в сторону неисправного двигателя) самолет перешел на закритические углы атаки и свалился с высоты 40-50 м: примерно с 70-ой сек. началось интенсивное развитие крена с угловой скоростью около 10°/с, которое сопровождалось увеличением вертикальной скорости снижения до 7-10 м/с под углом наклона траектории 15-20°. Самолет столкнулся с землей на приборной скорости 160-170 км/ч под углом наклона траектории 15-20° и с левым креном 70-80° на удалении 480 м от конца ВПП и в 380 м левее оси ВПП на заснеженном поле рядом с опушкой леса. Фюзеляж разрушился по 12-й шпангоут. Хвостовая часть оторвалась по 26-й шпангоут и развернулась на 25° относительно оси самолета. Экипаж погиб, пассажиры ранены. Пожар правого двигателя был быстро потушен.
    При исследовании двигателей обнаружено разрушение грибков всасывающего клапана 9-го цилиндра левого двигателя, что привело к тряске и падению его мощности. Этот двигатель наработал после капитального ремонта, произведенного в в/ч 21651, 50 часов.
    В создавшейся сложной обстановке экипаж с пилотированием не справился и при выполнении левого разворота допустил потерю скорости, в результате чего произошло резкое скольжение и срыв самолета.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 6 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-73960
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.09.1950
Заводской номер ВС 18436605
Наработка ВС (часы) 7589
Наработка ВС (циклы) 6485
Силовая установка КЛ 7215005 811488


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское УГА, Кировский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Киров
Пункт назначения Советск
Начальный пункт маршрута Киров
Конечный пункт маршрута Советск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы явились перебои в работе левого двигателя с потерей мощности и поспешные действия экипажа, выразившиеся в ошибочном решении вместо вынужденной посадки перед собой выполнять полет по кругу на предельно малой высоте, недостаточной скорости, с неисправным двигателем, для захода на посадку на аэродром вылета.
    Происшествию способствовало отсутствие должной организации полетов в 4 АЭ 174 ЛО и слабый контроль за подготовкой экипажей, в результате чего допущен вылет без бортмеханика.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.