Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2Т Азербайджанского ТУ ГВФ на а/д Нуха
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 января 1964 г.
Время:  13:23
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Нуха (Шеки)
Тип ВС:  Ли-2Т
Регистрация ВС:  СССР-54818
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Азербайджанское территориальное управление ГВФ, 107 ао
Рейс:  А-4
 


Описание
    Экипаж 107 авиаотряда выполнял полет по маршруту Баку-Нуха-Закаталы-Белоканы и обратно. Возвращаясь в Баку, экипаж произвел посадку на а/д Нуха. После кратковременной стоянки и посадки пассажиров экипаж вырулил на старт. После разрешения на взлет экипаж в 13:23 начал его с МК=160° в ПМУ. Взлет проходил с попутно-боковым ветром скоростью 3-5 м/с. Пробежав 124 м и подняв хвостовое колесо, самолет левым колесом шасси попал в уплотненный заструг снега толщиной до 25 см и развернулся влево на 20°. Вместо немедленного парирования разворота или прекращения взлета, КВС, не устранив разворота, продолжал взлетать. При этом самолет в процессе разбега продолжал разворачиваться влево. Через 350 м от начала разбега КВС, с целью ускорить отрыв самолета от земли, опустил хвостовое колесо на землю, чем создал аварийную обстановку на взлете, переведя самолет на большие углы атаки. На малой скорости и на больших углах атаки самолет начал периодически отрывать от земли основные колеса шасси. На расстоянии 433 м от начала разбега самолет оторвался основными колесами шасси от земли. Дальнейший разбег на протяжении 117 м продолжался на хвостовом колесе с периодическим касанием земли левым колесом шасси. Пробежав 550 м от начала разбега и отклонившись от линии направления взлета на 35° влево, самолет, выйдя за пределы летного поля аэродрома, полностью оторвался от земли и на больших углах атаки продолжил полет на высоте 2-3 м. Пролетев в воздухе 220 м, самолет ударился о землю левым колесом шасси и, развернувшись при этом влево, через 18 м со сносом ударился правым колесом шасси. При этом ударе ферма правой ноги шасси разрушилась и отлетела вместе с колесом вперед по направлению движения самолета на 30 м. Далее самолет с работающими двигателями продолжал движение по земле, опираясь на левое и хвостовое колеса шасси, с курсом 70°. Продолжая движение, самолет на расстоянии 900 м от начала разбега попал в овраг глубиной 7 м и шириной 25 м, в котором протекает небольшая речка Гурджаначай, где ударился правой стороной носовой части фюзеляжа о противоположный склон оврага. Кабина пилотов разрушилась по 14 шпангоут. Самолет, развернувшись на 95° вправо, остановился над водой на высоте около 2-3 м, опираясь обоими плоскостями крыла и хвостовой частью фюзеляжа на склоны оврага. Второй пилот погиб, бортрадист и КВС получили ранения. Из 19 пассажиров двое получили легкие ранения, а остальные не пострадали.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 19 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-54818
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.03.1950
Заводской номер ВС 18435202
Наработка ВС (часы) 12589
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ЛС-110211 121654


Сведения о рейсе

Номер рейса А-4
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Азербайджанское территориальное управление ГВФ, 107 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Нуха (Шеки)
Пункт назначения Баку (Бина)
Начальный пункт маршрута Белоканы
Конечный пункт маршрута Баку (Бина)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственная причина катастрофы – потеря скорости самолетом при взлете и падение на землю.
    Главная причина катастрофы – неправильные действия КВС при взлете, выразившиеся в безграмотном производстве взлета и грубом нарушении НПП ГА-58.
    Способствующие причины – отсутствие флажков, обозначающих направление ВПП на а/д Нуха, снятые при выпадении снега. Наличие на поверхности летного поля уплотненных застругов снега и попутно-бокового ветра усложняло взлет. После выпадения снега командир корабля был провезен на заснеженные аэродромы МВЛ, в том числе и Нуху. Выполнив 7 рейсов на этот аэродром, он степени сложности взлета с него не определил. Бывшая до этого оттепель, а затем мороз, уплотнили снежный покров, а сильный ветер при выпадении снега создал на летном поле неровности в виде застругов снега, которые в определенной степени затрудняли взлет. Командир корабля, выполнив вторую посадку в этот день в Нухе, лично не определил возможности взлета, вообще не вышел из самолета, а всю подготовку к вылету доверил второму пилоту. Личная недисциплинированность КВС привела к созданию аварийной обстановки при взлете, а растерянность, проявленная в сложившейся обстановке и безрассудное принятие решения продолжать взлет самолета после его разворота на разбеге в конечном итоге привело к катастрофе.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.