Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Красноярского УГА близ а/п Красноярск
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 ноября 1967 г.
Время:  16:56
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, близ а/п Красноярск
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-04227
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, 2-й Красноярский ОАО
 


Описание
    Экипаж 126 летного отряда произвел взлет в а/п Красноярск в 11:45 местного времени и в 13:33 совершил посадку в а/п Северо-Енисейск. После разгрузки самолета экипаж произвел взлет в 13:50 для возврата в а/п Красноярск без коммерческой загрузки. В 14:45 самолет произвел посадку в а/п Енисейск для дозаправки. После дозаправки 200 л бензина общая заправка составила 475 кг. В 15:40 экипаж произвел взлет и после набора высоты занял эшелон 1 200 м. Полет проходил по ПВП. Прогноз по пункту посадки а/п Красноярск предусматривал: ясно, дым, дымка, видимость 2-4 км, ветер 20° 1-3 м/с. К моменту прилета фактическая погода по данным АМСГ за 16:50 была следующей: ясно, дым, дымка, видимость 3 км, тихо, давление 766 мм рт. ст., t=-28°С, горы закрыты дымом. С 16:45 видимость в секторе захода на посадку с МК=222° в районе БПРМ начала ухудшаться, о чем свидетельствует уход на второй круг самолета Ил-14 №1723 от БПРМ с высоты 60 м в 16:54, а также просьба экипажа самолета Ан-2 №25432 о заходе на посадку с МК=42° из-за наличия тумана (дымки) в районе захода на посадку на ГВПП для легкомоторных самолетов. Ил-14 выполнил посадку в 17:00 с МК=42° при видимости этим курсом не менее 3 км. По данным СДП в 17:00 зафиксирована видимость 1 200 м в сторону БПРМ. Системы ОСП и РСП-7 работали, огни старта, приближения и подхода были включены. Ли-2 заходил на посадку за самолетом Ил-14 с МК=222° с интервалом 1,5-2 мин. В 16:54 экипаж Ли-2 доложил выход на посадочную прямую. Диспетчер СДП дал команду продолжать заход на посадку. Экипаж дал подтверждение. В 16:54:33 диспетчером ДПСП была дана команда: «4227, снижайтесь, выше глиссады идете, снижайтесь». Экипаж в 16:54:38 ответил «Понял». В 12:54:40 диспетчер сообщил экипажу пролет ДПРМ и нахождение на курсе посадки. Экипаж информацию не подтвердил. Дальнейших сообщений от экипажа не поступало. С 16:55:16 (через 36 сек. после пролета ДПРМ) на неоднократные вызовы диспетчера экипаж не отвечал. Вскоре самолет был обнаружен горящим в 60 м левее оси ВПП и в 85 м после пролета БПРМ. Три члена экипажа погибли на месте, бортрадист скончался в больнице 22 ноября, не приходя в сознание. В течение 36 секунд после пролета ДПРМ в период, когда связь не велась, при скорости 180 км/ч самолет пролетел 1 800 м и должен был находиться в 1 000 м от БПРМ на высоте 100-110 м. Настойчивые вызовы экипажа диспетчером начались за 18-20 сек. до первых столкновений с препятствиями (вершинами молодых тополей высотой 5-6 м) в 55 м до пролета БПРМ и в 60 м левее оси ВПП. Через 5-10 м самолет столкнулся обтекателем левой ОЧК с телеграфным столбом на высоте 4,4 м. Обтекатель разрушил столб и оторвался. Затем самолет, падая параллельно оси ВПП с большим левым креном, разрушенной частью левой ОЧК коснулся поверхности асфальтированной дороги и ударился об деревянный забор высотой 2 м, разрушив его. От удара о забор оторвалась левая ОЧК. Переворачиваясь, самолет снес часть крыши свинарника. Затем в перевернутом положении он ударился о шлакобетонную стену вещевого склада военторга. От удара самолет загорелся. Левый двигатель пробил стену склада и остановился внутри. Склад и значительная часть находившегося в нем имущества сгорели вместе с самолетом (фюзеляж сгорел до 43 шпангоута). Военнослужащие со склада вытащили тяжелораненого бортрадиста из обломков. Катастрофа произошла в сумерках в 16:56 (через 20 минут после захода солнца).
    При первом столкновении с препятствиями самолет снижался под углом 23-25° с углом атаки 13-15° и левым креном 15-20°. Лопасти винта левого двигателя были обнаружены в положении, близком к флюгерному. Правый двигатель работал на взлетном режиме. Комиссия предположила, что тот факт, что экипаж не отвечал на запросы в течение 18-20 сек. могут подтвердить его чрезмерную занятость действиями, направленными на предупреждение аварийной ситуации. Отсутствие препятствий высотой более 10 м от ДПРМ до ВПП позволяет продолжать полет даже при преждевременном снижении до высоты 15-20 м, с которой поверхность сектора подхода и огней приближения отчетливо просматривались. Из этого можно сделать вывод, что в полете между ДПРМ и БПРМ был возможен отказ в работе левого двигателя, а усложненные метеоусловия способствовали тому, что экипаж был не в состоянии справиться с пилотированием самолета в чрезмерно сложной обстановке.
    При руководстве полетом со стороны диспетчера ДПСП был допущен недостаточный контроль за положением самолета относительно глиссады, в результате чего им не был замечен момент ухода самолета под глиссаду снижения. Уход самолета Ил-14 на второй круг не нацелил диспетчера на то, чтобы строго продолжать контроль за последующим снижением Ли-2. РП, получив данные об ухудшении погоды в районе захода на посадку, выехал на старт для доставки наблюдателя на СДП и оценки обстановки на месте, не обратив внимания диспетчеров ДПСП и СДП на ухудшающиеся метеоусловия и на повышенный контроль за полетами самолетов. Диспетчер СДП также не придал значения ухудшающимся метеоусловиям. Прогноз погоды, составленный по району аэропорта, предусматривавший видимость 2-4 км, не оправдался. По данным экипажей, в 16:40 с курсом 222° в районе третьего-четвертого разворотов наблюдалась низкая облачность и туман с дымом с верхней кромкой 200 м. В 16:45 самолет Ил-14 №1723 между ДПРМ и БПРМ попал в полосу густого тумана с ограниченной видимостью, что говорит о сложности метеообстановки на предпосадочной прямой по времени захода самолета Ли-2. Экипаж Ли-2 был подготовлен к полетам по минимуму №1 днем и №2 ночью, но опыта самостоятельных полетов в СМУ не имел.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-04227
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.06.1948
Заводской номер ВС 18429909
Наработка ВС (часы) 19305
Наработка ВС (циклы) 8764
Силовая установка КЛ-2314037 КЛ-2414030


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, 2-й Красноярский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Енисейск
Пункт назначения Красноярск (Северный)
Начальный пункт маршрута Северо-Енисейский
Конечный пункт маршрута Красноярск (Северный)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Истинную причину катастрофы установить не удалось, т.к. экипаж погиб, левый двигатель и большая часть самолета сильно разрушены, отсутствуют снимки фоторегистратора РСП-7, который не включил диспетчер ДПСП.
    Наиболее вероятная причина катастрофы – преждевременное снижение самолета до пролета БПРМ в СМУ ночью вследствие допущенных экипажем ошибок и возможного отказа левой СУ.
    Способствующие причины:
    1) Неоправдавшийся прогноз погоды и отсутствие корректива к нему, а также несвоевременная подача штормового оповещения об ухудшении видимости;
    2) Прием самолета при погоде хуже установленного минимума, а также неудовлетворительный контроль за полетом самолета Ли-2.
    Комиссия ГОС НИИГА провела исследование двигателей. По ее заключению уход поршня левого винта в положение флюгирования является следствием пожара на земле.
    Выводы ГОС НИИГА:
    1) В момент столкновения с препятствиями оба двигателя работали на близких режимах;
    2) В момент последующего удара о землю, вызвавшего остановку двигателей, лопасти обоих воздушных винтов находились в положении малого шага;
    3) Предположение о возможном отказе левого двигателя не подтверждается.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.