Экипаж 158 ОАО прибыл в а/п Аральск из Чимкента 8 марта для проведения ледовой разведки бассейна Аральского моря по заявке Аральской гидрометеообсерватории (ГМО). 9 марта проведена предполетная подготовка, на которой особенности полетов на ледовую разведку не разбирались в связи с тем, что гидролог-аэролог на подготовке не присутствовал. Задание на полет, кроме ледовой разведки, предусматривало высадку на метеостанции на мысе Актумсык (западный берег Аральского моря) четырех сотрудников ГМО. Для проведения непосредственно ледовой разведки на борту находился директор ГМО. На борт также был взят не записанный в полетное задание директор школы для его доставки в Муйнак по служебным вопросам.
Прогноз погоды по бассейну Аральского моря с 08:00 до 14:00 предусматривал: по северу и западу – туман, видимость менее 1 000 м; по центру моря – облачность 7-10 баллов высотой 200-300 м, слоистая, без осадков; по югу – облачность 3-7 баллов, верхняя и средняя, видимость 4-10 км. По пункту посадки (Аральск) с 13:00 до 14:00 – облачность 7-10 баллов, разорвано-слоистая высотой 100-200 м, видимость 4-10 км.
Маршрут полета проходил вдоль западного и восточного берегов с посадками на метеостанции, в а/п Муйнак (Аральск – Авань - Барса-Кельмес – Актумсык – о. Лазарева – Тигровый Хвост – Муйнак , и обратно по восточному берегу: Уялы – Каска – Кулан – Аральск). В задание на полет запасные аэродромы (Нукус и Джусалы) не вписаны. Медосмотр экипаж не прошел. Диспетчер, не проконтролировав это, взлет разрешил. Взлет произведен в 07:52 мск. Эшелон полета был задан 1 800 м. В 09:04 экипаж доложил подход к о. Барса-Кельмес на высоте 1 800 м, выше облаков, земля просматривается. В 09:15 экипаж запросил привод Аральска и в 09:16 получил подтверждение, что он работает. После этого связи с самолетом не было. Поиски были начаты только 10 марта, поскольку первоначально предполагалось, что экипаж остался на ночевку на одной из точек, с которыми связи не было. В 10:42 10 марта самолет обнаружен на возвышенном берегу Аральского моря (высота 211 м) на мысе Байгубекмурын разрушенным и сгоревшим (координаты 45°37’ СШ, 58°35’ ВД). Погибли бортмеханик и два сотрудника метеостанции. Бортрадист и один пассажир получили легкие ранения, остальные пассажиры и члены экипажа получили тяжелые ранения. В тот же день раненые доставлены самолетом Ан-2 в больницу г. Аральск.
Комиссией установлено, что после пролета о. Барса-Кельмес экипаж, не запросив разрешения РРА а/п Джусалы, приступил к снижению с курсом 220-240° для выполнения оперативного задания по разведке льда. На высоте 800 м самолет вошел в разорванную облачность. На высоте 400 м он вышел под облака. Горизонтальная видимость была 2-3 км, поверхность моря видна. Полет выполнялся визуально к западному берегу моря с целью привязки и полета вдоль берега. Для более быстрого выхода к берегу внештатный пилот-инструктор, пилотировавший самолет, изменил курс с 240 до 305°. Следуя все время под облаками, высота которых к берегу понижалась, а горизонтальная видимость ухудшалась, и снизившись при этом до 100-150 м при ограниченной видимости, переходящей в туман, экипаж заметил обрывистый берег. Пилот резко взял штурвал на себя. Самолет задел правой плоскостью за край берега. Правая плоскость разрушилась. Самолет упал на край плато. При движении по нему он разрушился и загорелся. Левая плоскость оторвалась и перевернулась. Остановка произошла в 226 м от места столкновения с краем обрывистого берега. Катастрофа произошла в 09:30 мск (11:30 местного времени).
|