Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Магаданской ОАГ ГВФ близ Сеймчана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 января 1963 г.
Время:  14:09
Страна:  СССР
Место происшествия:  Магаданская область, г. Туоннях, 53 км западнее-северо-западнее а/п Сеймчан
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-16194
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданская ОАГ ГВФ, 63 ОАЭ
 


Описание
    Экипаж 63 оаэ выполнял грузовой полет по маршруту Певек - Ниж. Кресты – Зырянка – Сеймчан – Магадан. Груз состоял из воздушного винта (200 кг) и оленьих шкур (800 кг).
    Взлет в а/п Певек произведен в 01:15 мск. Эшелон полета – 2 700 м. При пролете Ниж. Крестов экипаж получил погоду до Зырянки и разрешение на пролет до нее на прежнем эшелоне. Полет до Зырянки проходил при благоприятных метеоусловиях. Фактическая погода соответствовала прогнозу. При подходе к Зырянке экипаж получил указание от службы движения аэропорта произвести посадку в Зырянке по причине резкого ухудшения погоды в а/п Сеймчан, ниже минимума №2, присвоенного КВС. По разрешению службы движения а/п Зырянка экипаж установил связь с а/п Сеймчан и получил согласие на пролет до а/п Магадан при наличии запаса топлива до запасного аэродрома Охотск. А/п Зырянка дал разрешение на пролет до Сеймчана.
    Прогноз погоды на маршруте Зырянка-Сеймчан с 05:00 до 07:00 предусматривал: облачность 10 баллов, слоисто-дождевую высотой 600-1000 м с повышением до 1000-1500 м, видимость 4-10 км, в облаках обледенение, горы закрыты. Ветер на высоте 2 700 м - 90°, 35 км/ч. Прогноз погоды по а/п Сеймчан с 06:00 до 09:00 – облачность 10 баллов, слоисто-дождевая высотой 1000-1500 м, средняя, снег, видимость 2-4 км, в начале срока высота облачности 1000-2000 м, ветер 40°, 10-12 м/с.
    В 05:03 самолет прошел а/п Зырянка на эшелоне 2 700 м. В 05:21 и в 05:40 экипаж получал пеленги от КВ-радиопеленгатора а/п Сеймчан, подтверждающие нахождение самолета на линии заданного пути (ЛЗП). В 05:49 экипаж получил пеленг, указывающий на отклонение от ЛЗП на 13° вправо. В 05:52 экипаж получил сообщение от а/п Магадан, что он закрыт по метеоусловиям. Продолжая полет с отклонением от ЛЗП вправо, экипаж получил пеленг ШДМ=130°, свидетельствующем об уклонении от ЛЗП с курсом 177° на 47° - еще большем, в район гор высотой 2000-2400 м. Эшелон полета 2 700 м в данном районе не обеспечивал безопасный полет. Относительная высота полета на этом эшелоне с учетом перепада температур составляла 2 460 м.
    Фактическая погода на маршруте полета с 06:00 до 06:15 была: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, высотой 600-1000 м, снег, метель, видимость 1-2 км, горы закрыты. Ветер на высоте полета был 70° со скоростью 60-70 км/ч.
    Следуя на недопустимо малой истинной высоте над вершинами гор в облаках при наличии обледенения, самолет попал в нисходящие воздушные потоки, потерял высоту и с МК=83° столкнулся с западным склоном г. Туоннях на высоте 1 820 м в 06:09 (14:09 местного времени). Самолет обнаружен 31.01.1963.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-16194
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС май 1949 г.
Заводской номер ВС 5804
Наработка ВС (часы) 13792
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 811515 ЛС122197


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданская ОАГ ГВФ, 63 ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Певек
Пункт назначения Магадан
Начальный пункт маршрута Певек
Конечный пункт маршрута Магадан


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что расчет полета экипажем проводился небрежно – допускались большие ошибки в определении расчетного времени прибытия в а/п Зырянка и Сеймчан, а также в расчетах путевой скорости. Пройдя Зырянку 05:03, в 05:16 экипаж получил удаление 62 км, что соответствовало путевой скорости 285 км/ч. Однако расчетное время пролета а/п Сеймчан экипаж продолжал определять по путевой скорости предыдущего этапа – 240 км/ч, чем дезориентировал и себя и службу движения а/п Сеймчан. При выходе из АДС и РДС а/п Зырянка экипаж контрольных пеленгов не взял и не контролировал свое местонахождение по радиолокационным средствам а/п Зырянка, а также не пользовался боковыми пеленгаторами для уточнения путевой скорости. Пеленги, получаемые бортрадистом, в журнале не фиксировались. Полученному в 05:49 пеленгу 164° (с уклонением от ЛЗП 13°) экипаж не поверил, мер для уточнения своего местонахождения методом повторной пеленгации по КВ-радиопеленгаторам а/п Зырянка и Сеймчан не принял, радиокомпас не использовал и продолжал полет прежним курсом в облаках при наличии обледенения, отклоняясь вправо от установленного маршрута. Получив в 05:52 информацию о закрытии а/п Магадан, вместо принятия решения на возврат в а/п Зырянка, экипаж продолжил полет, занимаясь сбором метеоинформации по маршруту. Лишь в 06:00, получив ШДМ=130°, указывающий на отклонение в сторону гор, находясь в зоне сильной турбулентности, экипаж принял решение на возврат в Зырянку. В процессе левого разворота в сложных условиях на высоте ниже безопасной самолет попал в нисходящий воздушный поток, потерял высоту и столкнулся с горой. В течение всего полета в РРА а/п Сеймчан экипаж связи с КДП и РДС не держал.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главная причина катастрофы - нарушение КВС требований НПП ГА-58, выразившееся в отклонении от установленной трассы полетов без соблюдения безопасной высоты в горной местности.
    Способствующие причины:
    1) Командование 194 ао допустило к самостоятельной работе в качестве диспетчера-стажера РРА неподготовленного человека – снятого за нарушение летной дисциплины КВС Ан-2 (за самовольный вылет на неисправном самолете и отказ выполнить команду вернуться на а/д вылета). Он за полетом Ли-2 в РРА с помощью КВ-радиопеленгатора не следил и отклонение не обнаружил. При этом прямая надежная связь диспетчера РРА с КВ-радиопеленгатором отсутствует. В результате диспетчер РРА не мог активно руководить полетами через единственное средство контроля – КВ-радиопеленгатор;
    2) Диспетчер-стажер РРА нарушил НПП ГА-58 и инструкцию по руководству движением самолетов, что выразилось в плохом анализе метеообстановки, не передаче на борт об усилении скорости ветра, не поддержании регулярной связи с самолетом, что способствовало его уклонению от трассы;
    3) Неоправдавшийся прогноз погоды по скорости ветра в конце маршрута, выданный АМСГ а/п Зырянка на борт самолета и отсутствие должной взаимной информации между АМСГ а/п Зырянка и Сеймчан.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.