Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Уральского ТУ ГВФ в а/п Тазовское
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 января 1963 г.
Время:  08:41
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Тазовский
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-71186
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское территориальное управление ГВФ, 124 ОАО
Рейс:  76
 


Описание
    Самолет и экипаж 124 ОАО (Челябинск) с 28.12.1962 были прикомандированы к Тюменской авиагруппе ГВФ для выполнения полетов по МВЛ. 12 января самолет прибыл в Тазовское из Салехарда. Ввиду неблагоприятных метеоусловий вылет в обратный рейс на следующий день не состоялся. Утром 14 января экипаж получил разрешение на вылет от диспетчера АДП.
    Прогноз погоды с 06:00 до 09:00 предусматривал: ясно, низовая метель, видимость 2-4 км, ветер северный 12-15 м/с. В 06:30 мск (08:30 мест. вр.) техник-наблюдатель АМСГ вручил диспетчеру АДП штормовое оповещение об ухудшении видимости до 1 700 м, что не соответствовало установленному минимуму аэродрома для ночных полетов (НГО 300 м, горизонтальная видимость 3 км). Несмотря на это, диспетчер не запретил вылет, а ограничился запросом КВС о видимости. Получив ответ, что КВС полосу видит, он взлет разрешил. Решение об открытии аэропорта и выпуске самолета диспетчер АДП принял самовольно, без согласования с начальником аэропорта, который находился на месте. Находившийся в это время в аэропорту и.о. пилота-инспектора Тюменской АГ, являясь старшим в аэропорту, не принял мер к предотвращению вылета при погоде ниже установленного минимума, ограничившись запертом полетов сводной эскадрильи самолетов Ан-2. Общественный инспектор по безопасности полетов, находившийся во время выруливания и взлета в АДП, к выполнению своих обязанностей отнесся безответственно и взлет не запретил, хотя знал, что погода в аэропорту не соответствует установленному минимуму.
    Расследованием установлено, что фактическая погода в момент взлета не соответствовала данным АМСГ и была: низовая метель, морозная дымка, переходящая в туман, с горизонтальной видимостью 500-600 м, ветер северный 12 м/с, t=-38°С. Наблюдения за погодой на старте не проводились. Указанная видимость 1 700 м определялась с метеоплощадки, расположенной на 17 м выше уровня ВПП.
    При взлете с ледовой ВПП (на реке Таз) с МК=310° в 06:41 мск ночью с боковым ветром 12 м/с, под углом к ВПП около 30°, горизонтальной видимости 500-600 м, в условиях низовой метели и морозной дымки, КВС после отрыва не справился с пилотированием по приборам, допустил потерю скорости, вследствие чего самолет под углом 30-40° к горизонту с правым креном 40-50° и работающими двигателями упал на лед реки недалеко от берега и разрушился. Фюзеляж разломился пополам, кабина пилотов была смята. Пожара не возникло. Катастрофа произошла на расстоянии 1 865 м от начала ВПП (265 м после ее конца) и в 70 м правее ее оси. 4 члена экипажа, служебный пассажир (авиамеханик) и 7 пассажиров погибли. 8 пассажиров тяжело ранены, 5 - легко ранены.
    Материальная часть самолета, по заключению комиссии, находилась в исправном состоянии. Однако, учитывая низкую температуру воздуха, не исключается возможность неправильных показаний автомата кренов АП-45 в данном полете, что подтверждается опытом эксплуатации этих приборов в условиях низких температур. КВС практики взлетов в СМУ при горизонтальной видимости менее 2 500 м не имел. При подготовке к полету и, особенно перед выруливанием после запуска двигателей, экипаж проявил поспешность. Не дождавшись уборки трапа от самолета, вырулил на старт. Перед взлетом на запрос КДП о видимости КВС ответил скороговоркой: «полосу вижу», при этом значение видимости не сообщил. Такие действия экипажа свидетельствуют о его недостаточной сосредоточенности перед взлетом в сложных условиях.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 21 8
На земле   0
Всего погибших 12


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-71186
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1948
Заводской номер ВС 18429309
Наработка ВС (часы) 7388
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЛ 1314185 8114233


Сведения о рейсе

Номер рейса 76
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское территориальное управление ГВФ, 124 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тазовский
Пункт назначения Салехард
Начальный пункт маршрута Тазовский
Конечный пункт маршрута Салехард


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основные причины катастрофы –
    1) грубое нарушение требований НПП ГА-58 диспетчером АДП и экипажем, выразившееся в выпуске и взлете самолета при погоде ниже установленного минимума;
    2) неподготовленность КВС к выполнению взлета в СМУ при видимости 500 м.
    Сопутствующие причины:
    а) наличие практики нарушений минимумов погоды при выпуске самолетов на а/д Тазовское;
    б) непринятие мер к предотвращению вылета при погоде ниже установленного минимума и.о. пилота-инспектора Тюменской АГ;
    в) диспетчер АДП не был отстранен от работы в службе движения начальником аэропорта, несмотря на неоднократные грубые нарушения им дисциплины (накануне диспетчер употреблял также спиртные напитки и не имел нормального отдыха).


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.