Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Украинского ТУ ГВФ близ Изобильного, Ставропольский край
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 ноября 1963 г.
Время:  18:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ставропольский край, 10 км севернее села Изобильное (ныне город Изобильный)
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-16139
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское территориальное управление ГВФ, 101 ао
 


Описание
    Экипаж 101 авиаотряда 14 ноября прибыл в а/п Ереван, где на борт были загружены два редуктора двигателей АИ-20. Затем самолет прибыл в а/п Баку, где экипаж остался на ночевку. 15 ноября на борт были загружены еще три аналогичных редуктора. Общий вес груза составил 1 366 кг. На борту в качестве сопровождающих находились двое представителей Запорожского моторостроительного завода.
    Взлет произведен в 14:08. После набора высоты экипаж занял эшелон 2 100 м. После установки связи с диспетчером расширенного района аэропорта (РРА) а/п Минеральные Воды экипаж получил разрешение на пролет до Ростова-на-Дону. При этом экипаж, имевший прогноз погоды только до Минеральных Вод, прогноз до Ростова-на-Дону не запрашивал, а диспетчер наличие на борту прогноза не уточнил. В 18:00 экипаж запросил разрешения у службы движения а/п Ростов на вход в его зону на эшелоне 1 500 м без указания причины замены эшелона. Диспетчер дал указание оставаться на эшелоне 2 100 м. Возражений от экипажа не последовало. Последняя связь экипажа была в 18:05 с экипажем самолета Ил-14 №1505. В дальнейшем экипаж на связь не выходил и на запросы не отвечал.
    Позже обломки самолета были обнаружены в поле в 10 км севернее села Изобильное. Установлено, что полет самолета до столкновения с землей проходил с курсом 250-270° (по расположению частей самолета). Это направление отличается от курса трассы на 50-60°. На расстоянии 850 м от места падения фюзеляжа обнаружена левая половина стабилизатора. Далее по пути движения самолета находились верхняя обшивка правой плоскости крыла и части элеронов (на расстоянии 250 и 180 м соответственно), а также правая ОЧК и правая часть стабилизатора. Самолет столкнулся с землей почти вертикально с работающими двигателями, взорвался и сгорел. Признаков смещения груза не обнаружено (отсутствуют повреждения на внутренних элементах конструкции грузовой кабины, расположение груза на месте катастрофы соответствует размещению в самолете при погрузке). Следов поражения грозовым разрядом и пожара в воздухе также не обнаружено. Катастрофа произошла около 18:20.
    Прогноз погоды с 15:00 до 21-00, который не был передан экипажу, предусматривал: облачность 6-9 баллов, слоисто-дождевая, разорвано-дождевая, высотой 300-600 м с понижением на участке Белая Глина-Ростов до 100-200 м, верхняя граница 3-4 км, дождь, видимость 4-10 км, местами 2-4 км, дымка. В облаках выше 2 000 м обледенение, болтанка.
    Этот прогноз погоды в дальнейшем не оправдался. Он не предусматривал пересечение холодного фронта на трассе полета и сопровождающую его грозовую деятельность и сильную болтанку при полете в кучево-дождевой облачности. Прогнозировался ветер западного направления со скоростью 50 км/ч, который в действительности достигал скорости 85 км/ч на эшелоне полета. На участке трассы Ставрополь-Белая Глина прохождение фронта сопровождалось грозовой деятельностью с сильным ливневым дождем и шквалами. Фронт продвигался в сторону Ставрополя со скоростью 60-70 км/ч и пересекался с самолетом Ли-2 в 18:15 в районе села Изобильное, где и произошла катастрофа. По показаниям очевидцев, в это время в районе происшествия наблюдались ливневый дождь, сильный порывистый ветер скоростью до 20 м/с и отблески молний на северо-западе.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-16139
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.06.1948
Заводской номер ВС 4104
Наработка ВС (часы) 16084
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЛ-0414027 ЛС-14575


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское территориальное управление ГВФ, 101 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Баку
Пункт назначения Днепропетровск
Начальный пункт маршрута Баку
Конечный пункт маршрута Днепропетровск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основная причина катастрофы – плохое метеорологическое обеспечение полета на трассе Минеральные Воды – Ростов, вследствие чего самолет неожиданно для экипажа попал в опасные метеоявления при пересечении холодного фронта, не предусмотренные прогнозом погоды.
    Непосредственная причина катастрофы – разрушение самолета в воздухе. При пересечении холодного фронта с грозовыми явлениями самолет подвергся воздействию сильных нисходящих и восходящих воздушных потоков, которыми он мог быть снижен на меньшие высоты. При этом самолет мог получить деформацию. Оказавшись на малых высотах при выходе из облачности в ночных условиях, видя перед собой огни населенного пункта, экипаж допустил чрезмерные перегрузки на самолет при выводе из крутого снижения на больших скоростях, что привело к его разрушению.
    Непосредственный виновник – дежурный синоптик АМСГ а/п Минеральные Воды, которая ввела в действие прогноз погоды, составленный синоптиком-стажером без проверки правильности его содержания, детально не проанализировав имеющиеся на АМСГ материалы, которые помогли бы составить более правильный прогноз, предусматривающий наличие холодного фронта с кучево-дождевой облачностью. При составлении прогноза погоды с 18:00 до 24:00 она предусмотрела холодный фронт но диспетчеру РРА а/п Минеральных Вод его не довела. Вследствие плохой организации метеообеспечения явления грозовой деятельности в районе н/п Тихорецкая, Красногвардейское, Ново-Александровское не были своевременно доведены до служб АМСГ и движения аэропортов Минеральных Вод и Ростова, а также до экипажей. Трасса была закрыта только после ЛП.
    Сопутствующие причины:
    1) Полет производился бесконтрольно со стороны службы перевозок и диспетчеров АДП аэропортов Ереван и Баку. Вследствие этого самолет выпущен из указанных аэропортов без расчета полетного веса (превышал на 616 кг указанный), центровки, заправки и контроля крепления грузов. Также отсутствовало указание маршрута полета и пункта посадки;
    2) КВС производил полет без прогноза погоды, а диспетчер разрешил ему продолжать полет, не убедившись в наличии на борту прогноза.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.