Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 Украинского управления ГВФ в районе а/п Минск
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 июля 1960 г.
Время:  00:32
Страна:  СССР
Место происшествия:  Белорусская ССР, Минск
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-01405
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское территориальное управление ГВФ, 88 АТО
Рейс:  414
 


Описание
    Экипаж 88 авиаотряда произвел взлет в Ленинграде 20 июля в 15:35, а в 19:20 – посадку в Вильнюсе. Из-за грозы в районе Минска вылет был задержан до 22:45. Самолет произвел посадку в Минске в 23:28. Взлет произведен в 00:32 с ГВПП с МК=300° при следующей фактической погоде: облачность 3 балла верхняя, видимость 10 км, ветер 290° 1 м/с, t=20°С, давление 743,4 мм рт.ст. ВПП после прошедшей грозы была размокшая, на отдельных участках образовались лужи. Взлет производился на больших углах атаки с незначительным отклонением в конце разбега влево. Самолет отделился от земли, пробежав 630 м. Затем на протяжении 120 м было четыре слабых касания о землю поочередно правыми и левыми колесами основного шасси. На расстоянии 750 м от начала разбега самолет окончательно отделился, судя по следам, на малой скорости с небольшим левым креном. После отрыва, по показаниям очевидцев, самолет с левым креном на малой скорости отклонился от направления ВПП влево, на расстояние 150 м от оси ВПП. Набрав при этом высоту до 7 м, он зацепился за электропровода освещения, затем за прожектор, который стоял на крыше здания автобазы, и сбил его. Затем самолет ударился центропланом о столб, находившийся во дворе автобазы, и оборвал провода высокого напряжения. Он продолжал движение через двор автобазы, удаляясь влево от оси ВПП и разрушаясь от столкновений с несколькими грузовыми автомобилями, станками и деревянным забором. Часть правой плоскости крыла была оторвана и осталась во дворе автобазы прислоненной сзади к кузову а/м ГАЗ-51 в почти вертикальном положении. Затем самолет упал в котлован глубиной около 3 м, расположенный с внешней стороны забора автобазы. Оба двигателя оторвались. Левый двигатель упал на два дорожных катка во дворе автобазы. Правый двигатель – в котлован, расположенный рядом с котлованом, в котором находился фюзеляж самолета с левой плоскостью. Передняя часть фюзеляжа до 16 шпангоута, включая кабину экипажа, была полностью разрушена, смята, и находилась под центропланом. Хвостовая часть отломилась на участке между 34 и 36 шпангоутами и развернулась вправо на 90° относительно продольной оси самолета. Два очага пожара были потушены. Все члены экипажа и 3 пассажира погибли. При оказании помощи наступил на оборванный самолетом провод высокого напряжения и был убит током шофер минского аэропорта. Два других автомобиля ГАЗ-51 были повреждены (у одного разбита передняя часть моторного отсека, у другого вырван борт).


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 24 3
На земле   1
Всего погибших 8


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-01405
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1949
Заводской номер ВС 83012902
Наработка ВС (часы) 13706
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 829107325 82911185


Сведения о рейсе

Номер рейса 414
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское территориальное управление ГВФ, 88 АТО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Минск (Минск-1)
Пункт назначения Львов
Начальный пункт маршрута Ленинград (Смольное)
Конечный пункт маршрута Львов


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено: из-за грозы аэропорт был закрыт с 19:30 до 22:00. Перед открытием и.о. руководителя полетов лично осмотрел ГВПП и доложил зам. ком. 104 ОАО по движению, что аэропорт годен к приему и выпуску самолетов, с чем последний согласился и санкционировал его открытие. В процессе приема и выпуска и.о. РП не предупредил смену диспетчеров и экипажи о состоянии размокшей ГВПП. При сдаче дежурства другому РП он передал ему, что ГВПП находится в удовлетворительном состоянии и можно продолжать полеты. Заступивший на смену РП также при инструктаже не обратил внимание диспетчеров на состояние аэродрома и не предупреждал экипажи. Осмотр полосы он провел попутно, специального осмотра для определения годности полосы к полетам в ночных условиях не проводилось.
    В результате путаницы в отделах перевозок аэропортов Вильнюс и Минск на борту самолета находились два лишних пассажира (всего на самолете имелось 21 кресло, при наличии на борту 23 взрослых и одного ребенка). Вместо снятия лишних пассажиров с борта, КВС разрешил их оставить. Их разместили в переднем багажнике.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основная причина катастрофы – ошибка КВС при производстве взлета, выразившаяся в преждевременном отрыве самолета от земли без достаточной скорости на больших углах атаки, что привело к появлению крена, левому развороту и столкновению самолета с препятствиями.
    Способствующие причины:
    1) Размокшее состояние поверхности ГВПП, что привело к загрязнению самолета, особенно нижней части крыла, что ухудшило аэродинамику самолета.
    2) Руководство взлетом осуществлялось неквалифицированно. И.о. РП и РП совершенно не придавали значения и не оценивали сложность взлетов в ночных условиях с размокшего грунта ВПП и не предупреждали об этом экипажи самолетов.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.