Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-12Б Красноярского УГА близ а/п Енисейск
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 октября 1974 г.
Время:  23:52
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, близ Енисейска
Тип ВС:  Ан-12Б
Регистрация ВС:  СССР-11030
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, 1-й Красноярский ОАО
 


Описание
    Экипаж выполнял заказной полет по перевозке груза Красноярского машиностроительного завода весом 10 000 кг (7 500 кг металлические заготовки, 2 500 кг пресс-формы). На борту находились 6 представителей заказчика, сопровождавших груз. После взлета в а/п Каменск-Уральский и набора высоты эшелон полета был установлен 7 800 м. При входе в РДС Красноярска экипажу сообщили о закрытии Красноярска по погоде и предложили следовать на запасной аэродром в Енисейск. В 17:10 мск экипаж вышел на связь с оператором РДП Енисейска и получил согласие на прием. В 17:45 экипаж вышел на связь с РДП Енисейска и сообщил, что следует в Красноярск, где погода улучшилась. В 18:12 экипаж вышел на связь с северным сектором РДП Красноярска и доложил вход в зону и расчетное время прибытия. Диспетчер ответил, что Красноярск закрыт – погода – туман, видимость 300 м, видимость на ВПП – 430 м, и предложил запасной Енисейск, где погода по прогнозу была: облачность 5-10 баллов, верхняя, средняя, видимость более 10 км. Фактическая погода прогноз подтверждала. В 18:25 на удалении 100 км от Красноярска экипаж получил указание следовать в Енисейск на эшелоне 7 200 м. В 18:26 экипаж доложил занятие указанного эшелона, а в 18:28 перешел на связь с РДП Енисейска и по его команде за 50 км от Енисейска приступил к снижению до 2 400 м. В 18:38 экипаж вошел в зону подхода на высоте 2 400 м, получил команду на снижение до 1 200 м и курс посадки. В 18:41 экипаж доложил 1 200 м и получил разрешение на снижение до 600 м, а также условия захода на посадку. В 18:43 экипаж доложил 600 м и получил разрешение на снижение до высоты круга. Снизившись до 500 м, экипаж выполнил третий и четвертый развороты и в 18:50:08 доложил вход в глиссаду, выпуск шасси и готовность к посадке. Диспетчер передал «Посадку дополнительно», т.к. ВПП была занята самолетом Як-40. Экипаж подтвердил посадку дополнительно в 18:50:19. В 18:50:45 диспетчер разрешил посадку. Экипаж подтвердил. В 18:50:51 диспетчер дал информацию об удалении (4 км) – экипаж не ответил и на неоднократные вызовы не отвечал. Самолет был обнаружен полностью разрушенным на удалении 1 321 м от торца ВПП с МКпос=164°. Катастрофа произошла в 18:52 мск (23:52 мест. вр.). Погиб штурман. Остальные члены экипажа и пассажиры получили ранения. Экипаж подтвердил, что после четвертого разворота отчетливо просматривал огни подхода и старта, а также огни поселков и города. До ДПРМ вертикальная скорость снижения была неустойчивой (от 0 до 12,5 м/с). ДПРМ пройден на установленной высоте и через 3 сек. по предупреждению штурмана экипаж начал уменьшать вертикальную скорость снижения с 12,5 м/с, доведя ее до 6 м/с. На высоте 80 м бортмеханик без команды включил фары. Из-за возникшего экрана экипаж потерял контакт с наземными ориентирами. По команде КВС фары были выключены. КВС, полагая, что причиной потери наземных ориентиров является тонкая плёнка дымки или тумана, продолжил снижение ниже установленной схемой аэропорта высоты. Безрассудные действия не были предупреждены ни одним из членов экипажа. Только на высоте 20 м второй пилот дважды напомнил о необходимости ухода на второй круг. Однако КВС не принял энергичных мер к прекращению снижения и при отсутствии видимости самолет с незначительным углом столкнулся с землей и разрушился. Первое касание произошло между ДПРМ и БПРМ передней опорой шасси на удалении 1 933 м от торца ВПП и в 10 м правее оси. Передняя опора разрушилась. Самолет отделился на 8-10 м и в воздухе стал разрушаться. Пролетев 374 м, он стал задевать деревья правой плоскостью и фюзеляжем. На удалении 612 м от места первого касания самолет ударился двигателем №4 о землю. Носовая часть отделилась и продвинулась 120 м вперед. Остальная часть самолета развернулась вправо на 220° от курса посадки и разрушилась. Пожар возник на двигателе №1 и был быстро ликвидирован прибывшей аварийно-спасательной командой аэропорта.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 1
Пассажиры 6 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12Б
Регистрационный номер (id) ВС СССР-11030
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.07.1967
Заводской номер ВС 7345002
Наработка ВС (часы) 11124
Наработка ВС (циклы) 4629
Силовая установка Н2126111 Н2336017 Н2336106 Н2336018


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, 1-й Красноярский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Каменск-Уральский
Пункт назначения Красноярск (Северный)
Начальный пункт маршрута Свердловск (Кольцово)
Конечный пункт маршрута Красноярск (Северный)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Установлено:
    1) Предпосадочная подготовка не проводилась, расчеты параметров захода на посадку не сделаны, контрольная карта обязательных проверок не выполнялась.
    2) Наличие тумана или низкой облачности между ДПРМ и БПРМ, не предусмотренного прогнозом погоды, в который экипаж попал на высоте 80-90 м, значительно усложнило полет. В этих условиях экипаж проявил полную растерянность и не принял энергичных мер по уходу на второй круг.
    3) Включение фар создало экран после входа в туман.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Безрассудное решение экипажа на снижение ниже установленной высоты на предпосадочной прямой с целью восстановления контакта с наземными световыми ориентирами.
    Сопутствующий фактор:
    Натекание низкой разорвано-слоистой облачности или тумана с реки Енисей в районе между ДПРМ и БПРМ, где наблюдения за погодой не проводятся.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.