Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-12Б Красноярского УГА на ледовом аэродроме полярной станции СП-22
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 мая 1974 г.
Время:  12:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Северный Ледовитый океан, ледовый аэродром базы №1 полярной станции СП-22
Тип ВС:  Ан-12Б
Регистрация ВС:  СССР-12950
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, 1-й Красноярский ОАО
 


Описание
    После завершения 25 апреля 1974 г работы высокоширотной экспедиции Север-74 (на дрейфующей полярной станции СП-22) началась поэтапная эвакуация личного состава и снаряжения экспедиции. 1 мая самолет Ан-12, вылетевший под управлением экипажа 214 летного отряда из Диксона, произвел посадку в 08:30 мск. На ледовый аэродром базы №1 прибыли также два Ил-14. На аэродроме находились два Ан-2, обслуживавшие экспедицию. После посадки Ан-12 начались демонтаж и погрузка средств обеспечения полетов (приводной радиостанции, УКВ-пеленгатора), а также сборных домиков, трактора и различного снаряжения. Около 12:00 образовалась трещина, которая прошла через лагерь и ледовую ВПП. Об этом сообщили экипажам. Были приняты экстренные меры для завершения загрузки. Загруженный Ил-14 произвел взлет. КВС Ан-12 и командование базы осмотрели ВПП. Осмотр показал, что осталось 900 м ее длины, пригодных для взлета. КВС дал команду разгрузить часть имущества, в том числе трактор и домики. Осталось около 3 тонн груза. Также на борт были взяты 9 членов экспедиции. Взлетный вес составлял 52 тонны. Весь груз выгрузить не было возможности, т.к. часть его была пришвартована и разгрузка заняла бы много времени. По докладу экипажа взлетевшего Ил-14 ледовая обстановка продолжала быстро ухудшаться. Ширина трещина достигла 2 м. В 12:20 экипаж приступил к взлету с направлением разбега в сторону трещины. Во время разбега началась интенсивная подвижка льда и его торошение. Самолет оторвался за 30-40 м до трещины и на скорости 235-240 км/ч ударился левой тележкой шасси о внезапно возникший торос. Тележка шасси оторвалась. Самолет потерял скорость и упал на отколовшуюся часть ВПП, продолжая движение по торосам за ВПП с разворотом вправо. В процессе движения отделились СУ №1 и 4, обе ОЧК и правая и передняя опоры шасси. После остановки самолет сгорел. При ударе об лед штурмана выбросило из разрушившейся кабины и он погиб. Пострадавшие пассажиры и члены экипажа сумели покинуть борт. Они были эвакуированы с отколовшейся части льдины самолетами Ан-2, а затем вывезены остававшимся на аэродроме самолетом Ил-14 на о. Средний.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 1
Пассажиры 9 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12Б
Регистрационный номер (id) ВС СССР-12950
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.02.1968
Заводской номер ВС 8345501
Наработка ВС (часы) 9381
Наработка ВС (циклы) 3637
Силовая установка Н2046062 Н2246181 Н2336016 Н2046051


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, 1-й Красноярский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной АП явилось столкновение самолета после отрыва с ледовой ВПП ограниченных размеров с внезапно образовавшимся торосом.
    Сопутствующие причины:
    1) Недостаточная организация демонтажа оборудования и погрузочных работ, что привело к пребыванию Ан-12 на ледовом аэродроме в течение 3 часов 50 минут.
    2) Непринятие мер к снятию участников экспедиции (9 чел.) для максимального облегчения самолета.
    3) Отсутствие погодных условий на о. Средний (аэродром был закрыт 27 и 28 апреля) и базе №1 (аэродром был закрыт 30 апреля), что задержало эвакуацию на три дня.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.