Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-4 Магаданской ОАГ ГВФ в 54 км от а/п Залив Лаврентия
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  21 мая 1963 г.
Время:  10:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Магаданская область, Чукотский АО, 54 км от а/п Залив Лаврентия
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-28986
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданская ОАГ ГВФ, 150 ОАО
 


Описание
    Экипаж 150 ОАО выполнял срочное санзадание по маршруту Анадырь – Залив Креста – Нешкан – Энурмино – Лаврентия. Полёт до Энурмино выполнялся при погоде – ясно, видимость более 10 км.
    В 09 ч 20 мин мск экипаж произвёл взлёт в Энурмино и, вследствие наличия облачности по побережью, полёт от Энурмино до Лаврентия выполнялся напрямую, на высоте 900 м. Через 30 мин полёта из-за понижения облачности и ухудшения видимости экипаж снизился до 400-450 м. Следуя по долине реки Чегитунь, экипаж принял решение пройти перевал по притоку реки, но, встретив плохую погоду, развернулся, заказал привод а/п Лаврентия и предпринял вторичную попытку пройти перевал через соседнюю долину вместо разумного возврата в район хорошей погоды.
    Вследствие 10-бальной облачности и белизны снега вертикальная видимость полностью отсутствовала, а экипаж за высотой полёта по приборам не следил. В результате общего повышения рельефа местности истинная высота полёта уменьшалась и вертолёт неожиданно для экипажа на высоте 320 м коснулся снежной поверхности вначале передними, а затем основными колёсами, пробежал 12 м и подломил передние опоры шасси. Продолжая движение, вертолёт зацепился несущим винтом за снег, упал на левый борт в 90 м от места первоначального касания и потерпел аварию. Экипаж и пассажиры невредимы.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры ? 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-28986
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 17113
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданская ОАГ ГВФ, 150 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Энурмино
Пункт назначения Лаврентия
Начальный пункт маршрута Анадырь
Конечный пункт маршрута Лаврентия


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     При расследовании установлено:
    КВС давление на высотомерах в Анадыре и Заливе Креста не сличал, в результате, имея разность показаний давлений на высотомерах около 12 мм рт. ст. с фактическим, не знал истинной высоты полёта. Штурманский расчёт полёта не соответствовал предстоящему маршруту полёта, однако диспетчер а/п Залив Креста подписал этот расчет. Впоследствии экипаж стер ранее произведённые записи и заполнил журнал с обратной стороны.
    Прогноз погоды, выданный АМСГ Залив Креста, предусматривал облачность 0-5 баллов верхняя, видимость более 10 км, и не учитывал понижения облачности до 300 м в конце маршрута, что прогнозировалось АМСГ а/п Лаврентия и подтверждалась фактической погодой пункта посадки. Исходя из метеообстановки, диспетчер а/п Лаврентия через РДС Анадырь в 07 ч 25 мин передал указание экипажу вертолёта следовать от Энурмино на Лаврентия через оз. Иони – Лорино, т.е по району хорошей погоды. Вследствие помех это указание экипажу передано не было и РДС Анадырь не принял никаких мер для передачи этого указания экипажу через другие аэропорты и самолёты. Получив вылет из Энурмино, диспетчер а/п Лаврентия вторично дал указание экипажу следовать к нему через оз. Иони- Лорино. В 09 ч 40 мин, т.е. за 40 мин до происшествия, это указание было получено экипажем через а/п Шмидта, однако командир вертолёта игнорировал это указание и продолжал полёт напрямую, а РДС Анадырь не проконтролировала выполнение приказания. В а/п Залив Креста командир вертолёта консультацию на АМСГ не получал. Всю документацию на полёт оформлял второй пилот. После аварии КВС расписался в принятии решения на вылет в бланке АВ-5, который на АМСГ лично не получал.
    В нарушение приказа ГУ ГВФ № 279 -58 г. экипаж после аварии оформлял полётную документацию, снял барограмму, сделал на ней подписи и перевёл стрелки высотомеров на ноль. Радиовысотомер, включенный экипажем при снижении с 900 м на диапазон больших высот, по словам экипажа, показывал высоту полёта 250 -300 м, но при осмотре кабины после аварии оказался включеным на диапазон малых высот, следовательно, в полёте он показывал истинную высоту полёта не 250 -300 м, а 25 -30 м, на что экипаж внимания не обратил, т.к. за приборами не следил. Бортмеханик принял вертолёт с неоформленной документацией и заполнил формуляр на месте аварии вертолёта. В полёте за высотой полёта и расходом топлива не следил, фактически не выполняя обязанностей бортмеханика.
    При расследовании экипаж вёл себя неискренне и старался скрыть истинную причину аварии, выдвигая версию подсоса, и давал неправильные показания о фактической погоде в момент происшествия.
    Командир вертолёта, имея перерыв в лётной работе 8 месяцев, был допущен к внетрассовому полёту в районе, где он не летал с декабря 1960 г, и в нарушение приказа МОАГ № 87 -63 г., внетрассовый полёт производился без штурмана на борту. Приказа о закреплении состава экипажа Анисимова нет, хотя экипаж летает в данном составе с апреля 1963 г.
    Основной причиной аварии вертолёта является нарушение КВС НПП-ГА-58 г, выразившееся в полёте на высоте ниже безопасной в горной местности при погоде, не соответствующей минимуму для выполнения санзадания, и в невыполнении приказания АДП Лаврентия по обходу района плохой погоды.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Гос. архив Магаданской области






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.