Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-40 Липецкого ОАО в а/п Ростов-на-Дону
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 мая 1974 г.
Время:  14:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Ростов-на-Дону
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  СССР-87398
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  УГАЦ, Липецкий ОАО
Рейс:  1255
 


Описание
    Экипаж 275 летного отряда в 14:10 производил взлет с мокрой ГВПП №3 с МК=90° с включенной ПОС в режиме «предварительный». На борту находились 31 взрослый пассажир, 3 ребенка и 247 кг багажа. Взлетный вес составлял 16100 кг, центровка 14,8% САХ.
    Фактическая погода была: слабый дождь, видимость 11 км, ветер 110° 16 м/с с порывами до 22 м/с, температура +14°С.
    На скорости 175-180 км/ч в 1 040 м от начала взлета (за 40 м до конца ВПП), когда самолет еще не поднял переднего колеса, КВС, увидев, что полоса кончается, принял решение прекратить взлет. Самолет, выкатившись на 185 м от конца ВПП за границу аэродрома, ударился о бугор и, разрушаясь, свалился по пологому склону в овраг. 16 пассажиров, в том числе ребенок, КВС и второй пилот получили ранения. Непристегнутый бортмеханик получил тяжелую травму и скончался на месте происшествия. Самолет отломал правую плоскость и правую опору шасси. Правая и передняя стороны фюзеляжа разрушены.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 1
Пассажиры 34 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС СССР-87398
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 03.04.1974
Заводской номер ВС 9411033
Наработка ВС (часы) 124
Наработка ВС (циклы) 111
Силовая установка Н 5332102 Н 5332049 Н 5332128


Сведения о рейсе

Номер рейса 1255
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение УГАЦ, Липецкий ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ростов-на-Дону
Пункт назначения Минеральные Воды
Начальный пункт маршрута Липецк
Конечный пункт маршрута Минеральные Воды


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами авиационного происшествия являются взлет с непригодной по размерам для эксплуатации Як-40 грунтовой ВПП и нарушение РЛЭ самолета Як-40 со стороны КВС и службы движения.
    По документам ГВПП значится 1100х100 м с КПБ 250 м. Фактически она была 1080х98 м с КПБ 90 м. Она маркирована с нарушением НАС ГА-71 и не имеет дистанционных знаков, что не позволяет экипажу контролировать разбег по дальности.
    Экипаж формально подошел к подготовке к полету – не знал размеров ГВПП, КВС не проверил расчеты второго пилота по центровке и скоростям V1, V2 и Vr, не оценил условий взлета и состояния ГВПП. В нарушение РЛЭ он производил взлет с отклоненным стабилизатором на -5° вместо -6° с мокрого грунта с включенной ПОС. По расчетам при полном полетном весе 16 100 кг с включенной ПОС длина разбега при данных условиях составила бы 1 270 м, а при выключенной ПОС – 1 150 м. Т.е., включение ПОС увеличило длину разбега на 120 м. При этом при температуре наружного воздуха +14° во включении ПОС не было необходимости.
    КВС поздно принял решение на прекращение взлета и проявил растерянность в дальнейших действиях.
    Служба движения, в нарушение РЛЭ, не запретила выпуск самолета с мокрой ГВПП при начавшемся во время посадки пассажиров дожде.
    КВС в 1963 г снимался с летной работы за пьянство. За недостойное поведение он был исключен из ВЛКСМ. Его отец – инструктор отдела по ПВР – зная об отрицательных качествах сына, тем не менее, устроил его на летную работу в Липецкий ОАО. КВС имел дисциплинарные взыскания, в общении с товарищами по работе проявлял высокомерие и чванливость. При его опросе после авиационного происшествия КВС показал слабые знания РЛЭ, в частности, о применении ПОС.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.