Экипаж 107 летного отряда произвел взлет в а/п Баку (Бина) в 10:30 мск. В 13:18 при пролете контрольного пункта Починок с курсом 354° на эшелоне 9 600 м в результате остановки двигателей (факт падения оборотов экипажем не замечен) произошло отключение всех трех генераторов и обесточивание бортовой сети переменного тока. Питание по постоянному току началось от бортовых аккумуляторов. Непосредственно после отключения последнего генератора произошел самопроизвольный уход штоков рулевого агрегата РА-56 в крайнее положение, что привело к неожиданному для экипажа кабрированию и правому крену самолета.
По записи речевого самописца, начинавшейся более чем за 18 минут до возникновения аварийной ситуации, определено, что всё это время бортинженер-инструктор и второй пилот вели непрерывный разговор об особенностях работы системы управления самолетом, что могло повлиять на ослабление их контроля за полетом.
Самопроизвольный уход штоков и вызванное им поведение самолета объясняется конструктивным недостатком АБСУ-154 серии 1-1, заключающийся в том, что при снятии питания переменным током с рулевых агрегатов и при наличии гидропитания и электропитания постоянным током (открыт клапан гидропитания) нарушаются обратные связи сервопривода, что приводит к перемещению штоков.
Установив факт отключения всех трех генераторов, в сложившейся ситуации экипаж не выполнил требования РЛЭ в части выключения выключателей САУ, СТУ и подканалов РА-56 (тем не менее, это бы не предотвратило уход штоков, т.к. начало ухода следует сразу за отключением последнего генератора, а для выполнения операций требуется несколько секунд). Несмотря на своевременные меры по парированию кабрирования и кренения, принятые экипажем, самолет набрал 900 м высоты с потерей приборной скорости с 570 до 370 км/ч. Через 4 сек. после начала увода штоков РА-56 КВС отклонением колонки штурвала от себя и поворотом штурвала на 100° влево парировал набор высоты и правый крен. Самолет был переведен на снижение с достижением скорости 500 км/ч. Пилотирование при этом и в дальнейшем осуществлялось при среднем положении штурвала около 90° влево (поскольку были не выключены САУ, СТУ и подканалы РА-56). Полетные загружатели по команде КВС были выключены. Всё это осложнило возможность определения начала и развития аварийной ситуации, затрудняло пилотирование самолета. В связи с отсутствием переменного напряжения произошел отказ основных авиагоризонтов и курсовой системы.
Как установлено комиссией, самовыключение двигателей произошло вследствие прекращения подачи к ним топлива, что подтверждается опережением начала падения мгновенных расходов топлива по сравнению с началом падения оборотов, и является следствием выработки топлива из расходного бака из-за его неперекачки из других баков, что подтверждается нулевым показанием топливомера расходного бака, наличием топлива на борту (11 189 кг), отсутствием утечек и одновременной остановкой всех трех двигателей.
Отключение двигателей было обнаружено экипажем только через 1 минуту после отключения генераторов. Экипаж включил сигнал «Бедствие» и доложил диспетчеру Московского РЦ об отключении двигателей. Скоротечность событий, большой объем информации по отказам, плохая управляемость самолетом, отсутствие в РЛЭ необходимых рекомендаций по действиям при отказе трех двигателей, затрудняли дальнейшие действия экипажа. Продолжая полет со снижением и пытаясь отыскать аэродром для вынужденной посадки, экипаж предпринял пять попыток запуска двигателей. В период с 13:20 по 13:21 экипаж пытался запустить двигатели №1 и 2. Оба двигателя не вышли на малый газ, предположительно, из-за срабатывания системы регулятора температуры РТ-12-94 вследствие повышения температуры газов до 710°С, вызванного неустановкой РУД в положение МГ (они стояли в положении 82 и 90%). С 13:22 по 13:23 произведен повторный запуск двигателей №1 и 2 и первый запуск двигателя №3 (после установки РУД в положение МГ). Обороты двигателей возросли с 20% до 54%. Двигатели на этом режиме проработали соответственно 40 сек., 1 мин. 10 сек. и 30 сек., после чего обороты вновь упали до оборотов авторотации. В период работы двигателей №1 и 2 на оборотах 54% экипаж подключил генератор №1 к бортовой сети переменного тока для обеспечения работы перекачивающих и подкачивающих насосов подачи топлива к двигателям. При включении генератора штоки всех подканалов РА-56, находившиеся в крайнем положении (при невыключенных САУ и СТУ) практически мгновенно, за 1 сек., возвратились в исходное положение, что вызвало резкий рывок самолета. В связи с этим бортинженер Потапов тут же выключил генератор, что привело к повторному рывку вследствие возвращения штоков в крайнее положение. Резкая неожиданная эволюция самолета при включении и выключении генератора, причина которой для экипажа осталась неясной, предопределила его последующие действия – не включать генератор во избежание рывков. Самолет продолжал снижение с Vпр=500 км/ч и вертикальной скоростью 10-12 м/с. Для обеспечения электрической сети переменным током и перекачки топлива в расходный бак экипаж на высоте 5 000 м предпринял попытку запустить ВСУ, которая не удалась вследствие ее конструктивной особенности, определяющей ее использование только для высот до 3 000 м. Запуск ВСУ выше 3 000 м в настоящее время запрещен. Продолжая полет в сторону а/д Бежецк, рекомендованный для посадки диспетчером МРЦ, КВС, оценив сложившуюся обстановку (безуспешность восстановления работы двигателей, высоту полета и расстояние до а/д Бежецк) в 13:27 принял решение выполнить вынужденную посадку на участок местности. В момент принятия этого решения до а/д Бежецка было 65 км. Высота полета составляла 3 300 м, с этой высоты при данных приборной и вертикальной скоростях самолет мог преодолеть 43 км. Кроме того, а/д Бежецк находится среди леса, с воздуха его обнаружить сложно и экипаж его не обнаружил. Экипаж проинформировал бортпроводников. Пассажиры были пристегнуты. На высоте 2 000 м от аварийной системы были выпущены шасси. Предположительно, не все стойки шасси встали на замки выпущенного положения из-за недостаточности давления в гидросистеме. Расчет на посадку выполнен квалифицированно. Посадка произведена в 13:32 без выпуска закрылков на поля ячменя и картофеля среди заболоченной и холмистой местности, покрытой лесными массивами и вспаханными полями при благоприятных метеоусловиях (ясный солнечный день). Самолет приземлился в поле, пересеченном лесополосой шириной 2 м, грунтовой дорогой и канавой глубиной до 0,5 м. Первое касание произошло правой плоскостью о дерево на окраине поля с последующим приземлением на травянистый грунт основными тележками шасси практически одновременно. После пробега по грунту около 150 м, самолет отделился от земли, через 300 м в полете пересек лесополосу, срубив деревья по всему размаху крыла, дважды коснулся грунта левой тележкой и приземлился через 792 м от точки первого касания. При соприкосновении с деревьями началось разрушение самолета. При движении по грунту последовало дальнейшее его разрушение: складывание правой стойки шасси, опускание и отделение правой плоскости и правого двигателя, а затем при пересечении грунтовой дороги (при этом был сбит телеграфный столб) и канавы – разрушение и отделение передней и левой стоек шасси и концевой части левой плоскости. Фюзеляж остановился на удалении 1 518 м от места первого касания. При этом он разрушился на три части – по 20 и 63 шпангоутам. Через 2-3 минуты после остановки возник интенсивный пожар. За исключением двигателей и хвостовой части, самолет полностью сгорел (до 67 шпангоута). Он остановился вблизи складов совхоза «Свет» на окраине деревни Хмелёвая в точке с координатами 57°46’ СШ, 35°57’ ВД. В процессе пробега экипажем принимались меры по предотвращению столкновения с препятствиями. После посадки экипаж принял активные меры по эвакуации пассажиров. Часть пассажирских кресел при вынужденной посадке была сорвана с креплений. Трое пассажиров (военнослужащий - капитан ВВС и две женщины) самолет не покидали и погибли. Причина их гибели не установлена по причине уничтожения тел при пожаре. По показаниям членов экипажа пассажир-мужчина был завален сорванными креслами. Девочке 1971 г.р. зажало ноги. На ее крики в самолет вернулись двое членов экипажа, но освободить ноги девочки не смогли и были вынуждены покинуть самолет из-за усиливающегося задымления, жара и приближающегося огня. Девочка погибла. 26 пассажиров и бортинженер-инструктор получили ранения. Остальные пассажиры и члены экипажа не пострадали. Среди пассажиров находились двое граждан Алжира.
|