Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 Полярной Авиации Главсевморпути в районе дрейфующей полярной станции СП-7
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 октября 1957 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Северный Ледовитый океан, в районе 87-ой широты
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Н442
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Управление Полярной Авиации Главсевморпути
 


Описание
    Экипаж выполнял полет по перевозке груза весом 1 500 кг для дрейфующей полярной станции СП-7, которая в данный момент находилась близ Северного полюса в районе 87-ой широты.
    Прогноз погоды с 16.30 до 21.30 по маршруту: М. Челюскин - СП-7 предусматривал простые метеоусловия: – облачность средняя, верхняя, в конце маршрута малооблачно, местами пятна тумана, видимость более 10 км. Фактическая погода на ледовом аэродроме назначения СП-7 за 17.00: облачность с просветами высоко-кучевая, низовая метель, видимость 4 км, ветер 7 м/с, температура – 24°С. Эшелон полета был установлен 1 500 м.
    Взлет с а/д Мыс Челюскин произведен в 16:25 мск. Командир корабля Лактионов (здесь и далее фамилии изменены) находился на правом сиденье, вводившийся в строй командир корабля Мильков занимал левое сиденье. Ко времени прилёта самолёта погода в районе СП-7 резко ухудшилась.
    За 40 минут до расчетного времени прибытия, в 20:00 мск, на борт самолёта передана фактическая погода на СП-7: облачность высоко-кучевая с нижней границей 1 000 м, низовая метель, видимость 2-4 км, ветер северный 10 м/с (боковой к курсу посадки). Никакой другой информации об изменении погоды на борт самолёта передано не было.
    Экипаж приступил к снижению. Находясь за 20 минут до расчетного времени прибытия на высоте 1 000 м, самолет все еще был выше облаков (данные о НГО оказались неверными). На высоте 800 м экипаж начал пробивать облака по приводной радиостанции аэродрома. На борт передали нижнюю границу облаков 150 м. В облаках началось умеренное обледенение. За 5 минут до расчетного времени прибытия экипаж доложил 200 м в облаках и получил фактическую погоду: НГО=150 м, ветер 350° 16 м/с, давление 730 мм рт.ст. Пробивая облака, за 1 минуту до расчетного времени прибытия, экипаж на высоте 100 м увидел светлое пятно в облаках, образовавшееся от света огней электростарта и лагеря и стал производить дальнейшее снижение. На высоте 50-60 м самолет вышел из облачности над аэродромом под углом 45° к ВПП. Командир корабля Лактионов в этих условиях принял решение производить посадку, сделал доворот, прошел над ВПП обратным курсом посадки и приступил к заходу на посадку методом стандартного разворота. Командная радиосвязь с аэродромом отсутствовала. Произведя третий и четвертый развороты, самолет вышел на предпосадочную прямую. Командир корабля Мильков, пилотировавший самолет, продолжал доворачивать самолет на посадочный курс. При снижении в облаках в условиях полярной ночи экипаж отвлекся от пилотирования по приборам на визуальный поиск огней ВПП и преждевременно снизился до недопустимо малой высоты. Командир корабля Мильков дал команду бортмеханику включить фары. Команда была выполнена, но света фар не было, поскольку они не успели выйти. В этот момент самолет задел левым крылом высокий ледяной торос. После первого удара самолёт с убранными секторами газа и полностью добранными на себя штурвалами прошёл 500-600 м, упал в торосы, развернулся на 70° по отношению к основной ВПП и остановился разрушенным. Пожара не возникло. Члены экипажа получили различные ранения. Место катастрофы было обнаружено экипажем вертолета Ми-4 с полярной станции спустя сутки. Через 21 час с момента АП раненые были вывезены с места происшествия в лагерь СП-7 и затем эвакуированы в Москву. На пятые сутки штурман скончался в больнице, не приходя в сознание.
    Катастрофа произошла в 20:45 мск в 3 км от посадочной полосы.
    В момент подхода самолёта к аэродрому СП-7, фактическая погода оказалась: НГО=50 м, видимость в пределах 1,5 - 2км.
    В момент принятия решения производить посадку на самолёте имелся запас горючего обеспечивавший возвращение на а/д Мыс Челюскин с 2-х часовым навигационным запасом.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Н442
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 30060
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Управление Полярной Авиации Главсевморпути
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Мыс Челюскин
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Мыс Челюскин
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа произошла вследствие поспешного, необдуманного решения, принятого к/к Лактионовым производить посадку ночью при высоте облачности 50-60 м и ограниченной видимости, в то время как запас горючего и задача полёта не требовали такого поспешного решения и неоправданного риска. Если бы обстановка на СП-7 и поставленная задача требовали бы обязательной посадки, к/к Лактионов обязан был лично пересесть на левое сидение, предупредить экипаж об особой внимательности, потребовать чтобы каждый член экипажа вёл наблюдение за приборами в соответствие с НПП и докладывал командиру.
    Имея достаточный запас горючего, следовало, осмотрев состояние погоды в районе СП-7, переждать улучшения или вернуться на один из береговых аэродромов. К/к Лактионов не принял ни одной из этих мер предосторожности, проявил недопустимую самоуверенность и зазнайство.
    Командир Московского авиаотряда, назначенный руководителем осенних перевозок по обеспечению дрейфующих станций, не принял мер для создания должного порядка в приёме и выпуске самолётов на СП-7. В результате, посадкой к/к Лактионова с аэродрома никто не руководил и не давал указаний.
    Командир вертолёта, на которого по инструкции возложено руководство приёмом и выпуском самолётов на СП-7, радиосвязи с бортом самолёта Лактионова не держал и никаких указаний не давал.
    Начальник научной дрейфующей станции СП-7 упустил руководство и контроль за сведениями о погоде, передаваемыми с СП-7, чем ввёл в заблуждение к/к Лактионова.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Форум Полярной Почты, Пр. Нач. Главсевморпути ММФ №90с. 28.12.1957г






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.