Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 1-ой Московской авиагруппы ГВФ в Сталино (Донецке)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 января 1949 г.
Время:  10:52
Страна:  СССР
Место происшествия:  Сталинская область, Сталино
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1381
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  1-я Московская авиагруппа ГВФ, 42 то
 


Описание
    17 января экипаж 42 транспортного отряда выполнил рейс Внуково – Харьков. Из-за отсутствия коммерческой загрузки обратный рейс не производился и экипаж остался на ночь в Харькове. 18 января было получено задание доставить министра угольной промышленности СССР Засядько из Сталино в Москву. Экипаж перелетел в Сталино, где выяснилось, что министр предпочел отправиться в Москву поездом. Самолет остался в Сталино до 19 января в связи с отсутствием коммерческой загрузки. 19 января экипаж получил задание на рейс во Внуково с посадкой в Киеве. Погода в Сталино была следующей: облачность 10 баллов слоисто-дождевая 240 м, видимость 5 км, дымка, слабая метель. В 09:43 экипаж получил разрешение выруливать на старт. На борту находились 5 пассажиров и 880 кг груза. Перед взлетом экипаж дважды проверил работу двигателей – она была нормальной. Взлет произведен в 10:50 по укатанной полосе с МК=130° (на город). После взлета на высоте 30-40 м винт правого мотора получил раскрутку. Самолет уклонился вправо на 15-20°. КВС выровнял направление полета и продолжил набор высоты со скоростью 190-195 км/ч при наличии раскрутки. На высоте 70-90 м из-за препятствий (заводские трубы, терриконы шахт) прямо и слева по курсу КВС начал разворот вправо с креном 20-25°. В этот момент произошло ухудшение в работе левого двигателя – упало давление наддува, давление топлива и обороты двигателя. Действия экипажа по восстановлению нормальной работы моторов результатов не дали. Продолжая разворот вправо, самолет перешел в снижение с вертикальной скоростью 5-6 м/с. Экипаж выбрал триммер руля высоты на себя до 10°. В 100 м от полосы подхода аэродрома самолет, пролетая над поселком на предельной эволютивной скорости, ударился левой плоскостью о деревянную опору электрической линии. В результате удара самолет изменил направление полета влево на 25-30°. В 40 м от столба он ударился левой плоскостью о жилой домик (ул. Крупской, д. 105) и потерпел катастрофу. Дом и самолет были полностью разрушены. Все находившиеся на борту, кроме второго пилота, а также двое жителей дома, погибли.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 3
Пассажиры 5 5
На земле   2
Всего погибших 10


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП отказ техники, недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1381
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 01.10.1947
Заводской номер ВС 30109
Наработка ВС (часы) 709
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8226881 8228527


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 1-я Московская авиагруппа ГВФ, 42 то
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сталино
Пункт назначения Киев (Жуляны)
Начальный пункт маршрута Сталино
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главная причина – раскрутка винта правого двигателя и ухудшение работы левого двигателя из-за падения давления топлива. Раскрутка винтов двигателей самолетов Ил-12 носит массовый характер и привела уже к ряду аварий, катастроф и вынужденных посадок. Причиной являются конструктивные недостатки регулятора винта Р-9С. Истинную причину отказа левого двигателя установить не представляется возможным из-за уничтожения бензосистемы. Осмотр ее остатков дефектов не выявил. Наряду с возможными дефектами бензосистемы существует вероятность ошибочных действий экипажа в использовании агрегатов бензосистемы после раскрутки винта правого двигателя. Сопутствующие факторы: Отсутствие у экипажа ясных указаний о порядке действий и технике пилотирования при различных стадиях одномоторного полета при явлении раскрутки винтов. Отсутствие на первой серии самолетов Ил-12 привода ручной бензопомпы в кабине не позволило экипажу восстановить нормальную работу левого двигателя путем создания давления из кабины.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.