Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 1-ой отдельной авиагруппы ГВФ близ Новосибирска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 мая 1949 г.
Время:  14:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Новосибирская область, близ Новосибирска
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1791
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  1-я отдельная авиагруппа ГВФ
Рейс:  17
 


Описание
    Взлет в Омске произведен в 12:13 мск. Прогноз погоды по маршруту с 12:30-16:00: облачность средняя и мощно-кучевая с кучево-дождевой, высотой 1 000-1 500 м, 5-9 баллов, кратковременный дождь. Вторая половина пути – грозовое положение, возможна гроза. По Новосибирску с 15:00-16:00: облачность 5-7 баллов, кучево-дождевая, 1 000-1 500 м, грозовое положение, ветер неустойчивый. С 12:00 до 12:35 диспетчер а/п Омск трижды получил предупреждение о грозе, но в нарушение НПП ГВФ-47 на борт информацию не передал и указания о прекращении полета не дал. Возникновение гроз в первой половине пути прогнозом не предусматривалось. В 13:28 экипаж получил разрешение на вход в РДС Новосибирска. Экипаж с 13:00 трижды запрашивал вход в зону АДС, но связь с АДС была неустойчивой вследствие сильных атмосферных помех и была установлена только в 14:00. В течение этого времени экипаж производил полет по кругу на траверзе Новосибирска в ожидании разрешения на вход. В 14:05 диспетчер АДС разрешил подход и снижение до 700 м, когда самолет и так уже находился в зоне АДС. В 14:07 экипаж доложил: «Вошел в облачко, временами просматриваю землю». На этом связь прекратилась. Очевидцы между 14:00 и 14:10 видели самолет в грозовой облачности. КВС, вероятно, решил выйти из нее разворотом вправо. После выхода из облачности на высоте 70-100 м самолет снижался с резкими кренами до столкновения с земляной насыпью карьера высотой 4 м в 12 км от аэропорта. Столкновение произошло с правым креном под углом 65°. Разрушаясь, самолет перелетел через насыпь. Обломки загорелись. Фактическая погода на момент происшествия: грозовая облачность 10 баллов, ливневый дождь с крупным градом, сильный шквалистый ветер, ухудшение видимости до 100-200 м. Такая погода длилась в течение 10-15 мин. Облако, в которое около 14:07 самолет вошел в 6-8 км северо-восточнее аэропорта, являлось тыловой частью мощного грозового облака. Неожиданно попав в него, самолет подвергся мощным вертикальным и горизонтальным броскам. Вероятно, в это же время второй пилот и бортрадист потеряли сознание от поражения грозовым разрядом (подтверждается результатами вскрытия). Второй пилот при этом зажал штурвал, что затрудняло командиру экипажа управление самолетом. КВС резким разворотом со снижением вправо вывел самолет из облака, попав при этом в полосу сильного ливня с крупным градом и шквалом, и начал снижение на юг, а затем на юго-восток до столкновения с землей.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 20 20
На земле   0
Всего погибших 25


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1791
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 14.03.1949
Заводской номер ВС 93013208
Наработка ВС (часы) 51
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8229142 8229083


Сведения о рейсе

Номер рейса 17
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 1-я отдельная авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Омск (Центральный)
Пункт назначения Новосибирск (Северный)
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Красноярск (Северный)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственная причина – непредвиденный вход в мощное грозовое облако, поражение двух членов экипажа грозовым разрядом. Ливень и град исключили возможность видимости с борта. Действия КВС и бортмеханика, возможно, также пораженных грозовым разрядом, вероятнее всего, носили панический характер. Наблюдение за приборами и безопасной высотой было нарушено.
    Сопутствующие факторы:
    1) Непредусмотренные прогнозом погоды опасные метеоявления
    2) Ошибочное решение войти в облако, чему способствовал обманчивый внешний вид его тыловой части
    3) Неудовлетворительные управление и контроль за полетом, чему способствовали неустойчивая связь, неоправдавшийся прогноз погоды, несвоевременное оповещение об опасных явлениях экипажей, неудовлетворительная связь между метеослужбами аэропортов по маршруту.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.