Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-154А ЦУМВС в Экваториальной Гвинее
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 июня 1976 г.
Время:  07:48
Страна:  Экваториальная Гвинея
Место происшествия:  7-8 км северо-западнее Уреки, о Масиас-Нгема-Бийого (ныне о. Биоко)
Тип ВС:  Ту-154А
Регистрация ВС:  CCCP-85102
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  ЦУМВС, Шереметьевский ОАО
Рейс:  СУ-418
 


Описание
    Экипаж выполнял рейс СУ-418 Луанда-Москва с промежуточными посадками в Малабо, Нджамене и Триполи и произвел взлет в Луанде в 05:52 по Гринвичу. На борту находилось 13 граждан СССР (экипаж и три пассажира), 31 гражданин Анголы и 1 – Венгрии. В 07:38 экипаж запросил погоду у диспетчера а/п Малабо. Диспетчер передал фактическую погоду за 07:00 – видимость 9 км, облачность 5/8 баллов высотой 300 м, 7/8 баллов высотой 3 300 м, давление 1014,5 мб, t=24°C. В 07:43 экипаж доложил высоту 4 200 м и запросил разрешение на посадку на ВПП 05. Диспетчер разрешил посадку и попросил доложить, когда экипаж увидит ВПП. Он также сообщил исправленное значение давления – 1014,0 мб. В дальнейшем экипаж на связь с диспетчером не выходил. В 07:47-07:48 экипаж сообщил в Москву, что производит посадку в Малабо в 07:52. Самолет в аэропорт не прибыл. Были начаты его поиски на территории острова и в океане. 6 июня советский летчик на вертолете Ка-26 президента Экваториальной Гвинеи обнаружил в джунглях на южном склоне горы Сан-Карлос место падения большого самолета. Наземная поисковая группа прибыла на место катастрофы 18 июня на том же вертолете. Самолет столкнулся с покрытым труднопроходимыми джунглями пологим склоном горы (уклон 12-13°) на высоте 750 м над уровнем моря в точке с координатами 03°18’ СШ 08°32’ВД (52 км южнее а/п Малабо), полностью разрушился и сгорел. Он подошел к земле с небольшим (10-12°) креном и начал сталкиваться с верхушками деревьев. Разброс обломков составил 380х200 м.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 10 10
Пассажиры 35 35
На земле   0
Всего погибших 45


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-154А
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-85102
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 09.04.1975
Заводской номер ВС 75A102
Наработка ВС (часы) 2120
Наработка ВС (циклы) 1004
Силовая установка А82У41019 А82У52079 А82У51020


Сведения о рейсе

Номер рейса СУ-418
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение ЦУМВС, Шереметьевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Луанда
Пункт назначения Малабо
Начальный пункт маршрута Луанда
Конечный пункт маршрута Москва (Шереметьево)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     По расшифровке МСРП-12, в 10:36 мск экипаж приступил к снижению с эшелона 9 800 м с приборной скоростью 580 км/ч и вертикальной скоростью 15-20 м/с. На конечном участке снижения с 2 500 м при постоянном режиме работы двигателей вертикальная скорость уменьшилась до 10-12 м/с, а Vпр – до 500 км/ч. При этом самолет совершил несколько доворотов влево с креном до 30°, изменив магнитный курс с 32 до 350°. Столкновение с землей произошло в 10:48:34 с приборной скоростью 490 км/ч и вертикальной скоростью 7 м/с в полетной конфигурации. Фактическое время пролета контрольного ориентира, о. Сан-Томе, отличалась от расчетного на две минуты, однако, экипажем не было дано исправление расчетного времени прибытия в аэропорт. Комиссия отметила: 1) В инструкции по производству полетов а/п Малабо недостаточно освещены местные метеорологические, географические и рельефные особенности этого региона (нет сведений о горе Сан-Карлос, которая отсутствует на полетных картах); 2) Низкий уровень УВД а/п Малабо – три диспетчера из четырех не имеют допуска к управлению воздушным движением. Их образование – 4 класса; 3) Из-за раннего прилета согласно расписания в аэропортах вылета отсутствует прогноз и фактическая погода а/п Малабо, который на момент вылета еще не работает. Аэропорт открыт только в дневное время (с 08:00 до 18:00) и экипажи принимают решение на вылет по прогнозу погоды для а/п Дуала (Камерун).
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Двигатели, приборы и системы самолета работали нормально.
    Управление воздушным движением а/п Малабо, несмотря на указанные недостатки, не является причиной катастрофы – вся необходимая информация экипажу была передана.
    Работа радиолокатора на МСРП-12 не фиксируется, поэтому его работоспособность подтвердить невозможно.
    Самолет взлетел в а/п Луанда с МК=230° при фактическом курсе ВПП 230°, что является причиной уклонения самолета вправо от линии заданного пути и вызывало необходимость частого изменения магнитного курса для выхода на контрольные ориентиры.
    Самолет прибывал в а/п Малабо по расчету комиссии на 4 минуты против расчетного времени, переданного экипажем в службу движения.
    Заключение: в связи с полным разрушением самолета, гибелью людей и отсутствием очевидцев истинную причину катастрофы установить не представляется возможным.
    Наиболее вероятные причины:
    1) Возможность внешнего воздействия на самолет и экипаж (данные о полетах беспилотных средств в районе происшествия отсутствуют);
    2) Преждевременное снижение самолета в условиях горной местности в сочетании с уклонением самолета вправо от линии заданного пути в результате ошибки в курсовой системе, что привело к столкновению с горой на высоте 750 м. Комиссия считает, что причиной этому может быть отказ радиолокатора, в результате чего экипаж был лишен возможности точно определить местоположение самолета относительно острова.
    Предоставленная а/п Малабо метеоинформация не позволяет полностью оценить метеоусловия в районе летного происшествия, поскольку погода характеризуется значительными особенностями местного характера. В районе ЛП наблюдения за погодой не ведутся. Развитие мощно-кучевой и кучево-дождевой облачности на наветренных склонах гор южной части острова могло повлиять на выполнение полета, т.к. вершины гор при этих условиях должны быть закрыты облаками.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.