Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14 Северо-Кавказского управления ГВФ в а/п Гумрак
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 января 1961 г.
Время:  20:52
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Сталинград
Тип ВС:  Ил-14
Регистрация ВС:  СССР-41858
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, 231 ОАО
 


Описание
    Экипаж 231 авиационного отряда, выполнив пассажирский рейс Сталинград - Быково – Сталинград, произвел посадку в а/п Гумрак в 20:14. После высадки пассажиров, кратковременного обслуживания и дозаправки в 20:52 экипаж вылетел для тренировочного полета ночью по ОСП и СП-50. Второй полет от тренировки был освобожден. На борту остался не выгруженный коммерческий груз весом 2 044 кг (электромоторы, провода в бухтах, металлические пряжки и полосы и пр.). Перед началом полета зам. ком. летной части, который был в экипаже проверяющим, никакой предполетной подготовки с экипажем не провел. Он просто объявил командиру экипажа выполнять пять заходов по ОСП. Фактическая погода на момент взлета: облачность 3/0, верхняя, видимость 4 км, дымка, ветер 200°, 7 м/с. После взлета с МК=243° на скорости 200 км/ч на высоте 20-30 м бортмеханик по команде КВС перевел двигатели на номинальный режим. Продолжая набор высоты, КВС на малой высоте почувствовал резкое изменение работы двигателя. Самолет резко развернулся влево. КВС принял это за отказ левого двигателя и дал команду зафлюгировать винт. Проверяющий команду отменил фразой «отставить флюгирование!». Самолет перешел в снижение. Оба летчика в последний момент взяли штурвал на себя. Самолет на удалении 2 100 м от начала взлета и в 240 м левее оси ВПП под углом к ней 70° коснулся левой плоскостью о землю на заснеженном поле. Затем он стал задевать землю винтами (левым, а затем правым). При дальнейшем движении по земле самолет стал разрушаться. Фюзеляж разломился надвое в районе центроплана. Пожара не возникло. Бортмеханик погиб на месте, КВС и проверяющий были тяжело ранены. Бортрадист не пострадал.
    Комиссия установила, что проверяющий неожиданно для экипажа, без предупреждения, имитировал отказ двигателя путем его дросселирования на малой высоте ночью. Перед столкновением с землей проверяющий восстановил работу левого двигателя. По показаниям другого экипажа (самолета Ли-2), который производил тренировочный полет 30 января днем, проверяющий также имитировал отказ работы правого двигателя на высоте около 100 м неожиданно для экипажа. Также отменив команду на флюгирование винта, он затем восстановил нормальный режим работы двигателя.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14
Регистрационный номер (id) ВС СССР-41858
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.10.1956
Заводской номер ВС 146000940
Наработка ВС (часы) 6940
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б 27452980 Б 28354031


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, 231 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сталинград
Пункт назначения Сталинград
Начальный пункт маршрута Сталинград
Конечный пункт маршрута Сталинград


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось грубейшее нарушение проверяющим подготовки и проведения тренировочного полета и проявленная личная недисциплинированность. Согласно приказа ГУ ГВФ полеты с имитацией отказа двигателя разрешены только днем в ПМУ на высотах не менее 1 000 м.
    Другие факторы:
    1) Проверяющий не имел достаточного опыта в пилотировании Ил-14, особенно в ночных условиях. Его налет составляет всего 176 ч.
    2) Командир авиаотряда допустил проверяющего к полетам без проверки техники пилотирования.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.