Экипаж 2-го авиатранспортного полка 1-й АТД ГВФ в ночь с 30 на 31 мая 1944 г. выполнял полет с а/д Зябровка на посадочную площадку партизанского соединения В.З. Коржа, расположенную в лесу в Старобинском районе Минской области между деревнями Груздово и Новина, для доставки боеприпасов и вывоза раненых. На борту находились 5 членов экипажа и 3 пассажира (командир партизанской бригады, радист Центрального Штаба партизанского движения и начальник ПДС Аэрофлота). Взлет с а/д Зябровка произведен в 21:25 мск.
Прогноз погоды предусматривал: облачность 7-4 балла, ночью до прояснения, высотой 1000-1500 м, видимость 6-10 км, над болотами и реками дымка, ветер северо-западный 5-2 м/с, с постепенным уменьшением до штиля. Температура воздуха 10-12°С.
Выданный благоприятный прогноз погоды не оправдался. Через полчаса полета экипаж встретил дожди и грозы. Два вылетевших ранее с а/д Зябровка самолета с заданиями на полеты на посадочные площадки Нарочь и Бегомль вернулись на аэродром. В 23:27 на борт передана радиограмма «Ваша цель закрыта, возвращайтесь». Командир корабля, возможно под влиянием того, что два его прошлых боевых задания закончились возвратами на аэродром (из-за сложных метеоусловий и из-за ясной ночи), решил продолжать полет до цели. Пробиваясь к цели, самолет в районе посадочной площадки попал в сплошной дождь, видимость резко ухудшилась. Обнаружив костры, командир корабля сделал два круга над посадочной площадкой, включил фары и пошел на посадку курсом с северо-востока. Заход на посадку производился с попутно-боковым ветром до 10 м/с и был произведен с перелетом. Касание колесами земли произошло в 895 м от начала площадки, в 105 м не доходя ограничительного костра. Пробежав 9 м, самолет сделал «козла». Второе касание земли произошло через 118 м, в 130 м от опушки леса. Видя, что самолет выйдет за пределы посадочной площадки, командир корабля принял решение об уходе на второй круг. Самолет отделился от земли после пробега длиной 6 м. Уходя на второй круг на малой скорости, с полной загрузкой, самолет, не успев набрать достаточной высоты, врезался во впереди стоящий лес и потерпел катастрофу. Экипаж и пассажиры погибли. Пожар на самолете сопровождался взрывами боеприпасов. Самолет полностью сгорел.
На посадочной площадке в момент катастрофы были гроза, моросящий дождь, видимость 300-400м, ветер до 10 м/с.
|