Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-24РВ Украинского УГА в р-не Чернигова
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 мая 1976 г.
Время:  10:48
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Близ Чернигова
Тип ВС:  Ан-24РВ
Регистрация ВС:  CCCP-46534
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Киевский ОАО
Рейс:  1802
 


Описание
    Экипаж произвел взлет в 10:07. Эшелон полета был задан 5 700 м. На 41-ой минуте полета днем в СМУ самолет столкнулся с землей с курсом 245° в 500 м юго-восточнее села Викторовка (14,8 км юго-восточнее а/п Чернигов с азимутом 143°) в точке с координатами 51°17’ СШ 31°25’ ВД. Столкновение с землей произошло в поле практически без поступательной скорости с небольшим правым креном и с большим углом тангажа на пикирование (-50°). Большая часть самолета сгорела. Фактическая погода по маршруту: облачность 7-10 баллов кучево-дождевая с верхней границей 5-6 км и с отдельными вершинами 7-8 км, засветки размытого характера западнее трассы на траверзе Чернигова, болтанка на высоте 7 200 м по верхней кромке облаков. Фактическая погода а/п Чернигов на 10:50 – облачность 10/10 кучево-дождевая, разорвано-дождевая 480 м, ливневый дождь, видимость 10 км, ветер 250° 6 м/с. Предположительно, с 22-ой минуты полет проходил на автопилоте (МСРП-12 разовую команду включения автопилота не зафиксировал). Последняя связь с экипажем состоялась за 3 минуты до начала развития аварийной ситуации. За 1 мин 20 сек. до столкновения с землей во время горизонтального полета с приборной скоростью 350 км/ч произошло внезапное, резкое (за 1 сек) отклонение руля направления в крайнее правое положение (25°) с последующим быстрым изменением углов крена и курса. В результате создалось сложное, не контролируемое экипажем положение самолета в пространстве. Он вышел на большие закритические углы атаки, а затем перешел в штопор. Зафиксированы следующие действия экипажа: через 1 сек после отклонения РН элероны были отклонены на 5-7° в сторону для парирования крена, на 7-ой секунде после начала развития аварийной ситуации РН отклонен на 9°. Через 5 сек после начала развития аварийной ситуации РВ ушел на 30° на кабрирование. На 11 секунде произошло флюгирование воздушного винта правого двигателя, а через 4 секунды – воздушного винта левого двигателя. На 15 секунде самолет начал снижаться по траектории штопора с вертикальной скоростью около 100 м/с и перегрузкой 1,15-1,2 ед. При столкновении с землей самолет находился в полетной конфигурации (шасси и закрылки убраны). Комиссией установлено, что возможность внешнего воздействия мощного воздушного потока воздуха исключается анализом метеообстановки и данными военных ведомств об отсутствии полетов авиации ВВС и ПВО, стрельб и запусков беспилотных средств. При исследовании агрегатов самолета на месте происшествия шток триммерного механизма МП-100 обнаружен вышедшим на 22,5 мм. Разрушения конструкции самолета до столкновения с землей не было.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 46 46
На земле   0
Всего погибших 52


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24РВ
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-46534
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.02.1975
Заводской номер ВС 57310108
Наработка ВС (часы) 2976
Наработка ВС (циклы) 2328
Силовая установка Н 47432072 Н 47442021


Сведения о рейсе

Номер рейса 1802
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Киевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Винница
Пункт назначения Москва (Быково)
Начальный пункт маршрута Винница
Конечный пункт маршрута Москва (Быково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось резкое, неожиданное для экипажа отклонение руля направления вправо на 25° за 1 секунду в момент отключения автопилота, что привело к развитию большой угловой скорости крена и скольжения, выходу на закритический угол атаки, выключению двигателей, переходу в штопор и столкновению с землей.
    Причиной отклонения РН является выход штока триммерного механизма МП-100 на 22,5 мм при включенном автопилоте и последующем его отключении. Однозначно причину выхода штока установить невозможно из-за разрушения и пожара самолета. Вероятными причинами могли быть отказ в электрической цепи или непреднамеренное нажатие на переключатель управления триммером кем-то из членов экипажа при включенном автопилоте. Вследствие конструктивной особенности совмещенного триммера-сервокомпенастора с пружинной тягой допускается резкая перекладка РН в момент отключения автопилота при отклоненном электромеханизме триммера и отсутствии действий со стороны экипажа по парированию отклонения РН в течение двух секунд после отключения автопилота.
    Сопутствующий фактор: наличие мощной кучево-дождевой облачности и ливневых осадков.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Фото: захоронение экипажа на Байковом кладбище г. Киева
Источники информации


Фотографии

   






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.