Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14П Приволжского управления ГВФ близ а/п Пенза
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 октября 1960 г.
Время:  21:58
Страна:  СССР
Место происшествия:  Пензенская область, 2 км юго-восточнее а/п Пенза
Тип ВС:  Ил-14П
Регистрация ВС:  СССР-52025
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Приволжское территориальное управление ГВФ, 171 ао
Рейс:  534
 


Описание
    Экипаж 171 авиаотряда выполнял грузовой полет. Груз – уплотнительные резинки для холодильников весом 426 кг.
    Фактическая погода при заходе на посадку в а/п Пенза была: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, разорвано-дождевая 250 м, снег, дождь, гололед, видимость 4 км.
    Экипаж, выполняя заход на посадку по ОСП, ушел на второй круг, доложив причину – «залепило снегом стекла». Со второго захода посадка произведена в 21:07. После посадки погода по наблюдению АМСГ ухудшилась. Пошел дождь и начал образовываться гололед. Руководитель полетов, получив прогноз по гололеду, в 21:40 закрыл аэродром, но не отменил данное в 21:15 разрешение на вылет борта 52025 и затем, в ожидании смены, от руководства подготовкой к взлету устранился. Затем, с опозданием на 40 мин., прибыл сменный руководитель полетов. Сдающий смену руководитель полетов передал ему, что борт 52025 сейчас будет взлетать, но ни метеоконсультации, ни должного инструктажа не провел, хотя имел достаточно времени. Диспетчеры КДП и СДП, считая, что полеты продолжаются, дали разрешение на выруливание и взлет. Заступивший руководитель полетов к вылету борта 52025 отнесся безучастно. Имея консультацию синоптика, он лишь поинтересовался у сдающего смену РП «А не плохо?». Но, получив успокоительный ответ от него, ушел на КДП.
    Перед выруливанием осмотра со стороны технического состава и экипажа на наличие льда не было. Этого же не было сделано и РП, несмотря на то, что самолет в аэропорту был единственным, готовившемся к взлету.
    Взлет с МК=120° произведен в 21:56. Фактическая погода – дождь, гололед, НГО 250 м, видимость 4 км, ветер 170° 8 м/с, температура -2°С. Высота НГО была взята из доклада экипажа самолета №1512, взлетевшего на 25 мин ранее, и не соответствовала действительности (после взлета огни борта 52025 исчезли на высоте 100 м). Экипаж борта 1512 доложил об обледенении сразу после взлета. По показаниям очевидцев шел сильный дождь с обледенением их одежды.
    В 21:58 в 2 км юго-восточнее аэропорта самолет №52025 с левым креном 30-40° с небольшим снижением с курсом 310° на большой скорости задел землю крылом. Через 40 м он ударился об землю левым двигателем, а затем правым двигателем об возвышенный склон оврага. Самолет был обнаружен полностью разрушенным и горящим на вспаханном поле. Комиссия установила, что двигатели в момент столкновения с землей не работали.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14П
Регистрационный номер (id) ВС СССР-52025
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.08.1957
Заводской номер ВС 704114
Наработка ВС (часы) 4382
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б 28454082 Б 28353932


Сведения о рейсе

Номер рейса 534
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Приволжское территориальное управление ГВФ, 171 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Пенза (Терновка)
Пункт назначения Саратов
Начальный пункт маршрута Ленинград (Шоссейная)
Конечный пункт маршрута Саратов


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось неправильное решение РП, разрешившего вылет в СМУ с наличием гололеда и не отменившего своего решения на вылет, хотя погода ухудшилась. Непосредственная причина – сильное обледенение самолета и винтов. Не исключается возможность отказа указателей скорости, высотомеров и вариометров. КВС мог не справиться с управлением, оказавшись в сложной обстановке при возможном обледенении стекол, потерять высоту и столкнуться с землей, не видя ее.
    Сопутствующий фактор: плохая консультация КВС синоптиком АМСГ перед вылетом, проведенная также в спешке. КВС недостаточно изучил сложную метеообстановку и принял неправильное решение о вылете.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.