|
|
|
Катастрофа Ил-14 Тбилисского авиазавода им Димитрова в Воронежской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 11 августа 1971 г.
Время: 16:10
Страна: СССР
Место происшествия: Воронежская область, Аннинский район, 3 км юго-западнее села Нащекино
Тип ВС: Ил-14
Регистрация ВС: СССР-64456
Авиакомпания: МАП СССР, Тбилисский авиазавод им. Димитрова
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял полет по перевозке 20-ти пустых баллонов из под газа аргона и 6-ти ящиков с металлическими деталями. Общий вес груза составлял 1 792 кг. На борту находился пассажир – бортмеханик заводского авиаотряда. Экипаж произвел взлет с заводского аэродрома в 10:48. В 12:59 самолет совершил посадку в Краснодаре и после дозаправки произвел взлет в 13:55. Полет проходил на эшелоне 2 700 м визуально в ПМУ. Фактическая погода на маршруте: ясно, видимость – 20 км. Прогноз погоды предусматривал слабую болтанку. Экипаж вел радиообмен, докладов о каких-либо нештатных ситуациях не было. Самолет находился на трассе на МК=350° с приборной скоростью 300 км/ч. В 16:10 экипаж перестал отвечать на запросы. Организованными поисками обломки самолета были обнаружены в поле в 9 км западнее оси трассы. По показаниям очевидцев самолет снижался с обычным звуком. На высоте 300-350 м звук резко усилился и раздался хлопок, после которого от самолета полетели отдельные части. Он перевернулся в воздухе и столкнулся с землей. Комиссия установила, что первоначальное разрушение горизонтального оперения и ОЧК произошло в воздухе при выводе самолета из снижения от возникших перегрузок выше расчетных и от скоростного напора. Самолет перевернулся вниз килем и столкнулся с землей под углом 15-20° на скорости не менее 330 км/ч с убранными шасси и закрылками и работающими двигателями и полностью разрушился. На сохранившихся узлах и агрегатах следов отказов не обнаружено. Пожара в воздухе не было. Расчетами установлено, что центровка была 22,9% САХ – на 1,9% САХ выше предельно задней. КВС же записал в журнале принятия решения на вылет 16,2% САХ. На основании анализа обнаруженных на месте швартовочных приспособлений комиссия сделала вывод, что крепление груза было недостаточно надежным. У всех членов экипажа, кроме КВС, обнаружено незначительное содержание алкоголя.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-14 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-64456 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1958 |
Заводской номер ВС |
8344003 |
Наработка ВС (часы) |
13169 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б 22362271 Б 22362266 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
МАП СССР, Тбилисский авиазавод им. Димитрова |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Краснодар (Пашковская) |
Пункт назначения |
Москва (Мячково) |
Начальный пункт маршрута |
Тбилиси (заводской) |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Мячково) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причина не установлена из-за полного разрушения самолета и отсутствия докладов от экипажа.
Вероятная причина: возникновение возмущенного продольного движения из-за
1) Непреднамеренного выпуска закрылков с последующей уборкой при условии, что рукоятка крана не была законтрена экипажем. У найденного крана предохранительная муфта была расстопорена.
2) Временного отказа автопилота по продольному каналу.
3) Наличия болтанки. Экипаж другого самолета, б/н 84189, запросил смену эшелона из-за болтанки.
При предельно задней центровке и возникновении смещения груза назад в процессе возмущенного движения из-за недостаточно надежного крепления один из этих факторов мог привести к выходу самолета на большие углы атаки и сваливанию. В создавшейся ситуации экипаж не справился с управлением самолетом.
Сопутствующие факторы: неправильное размещение груза и расчет центровки; недостаточно надежное крепление груза; отсутствие контроля за загрузкой со стороны руководящего состава авиаотряда. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|