Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14 Тбилисского авиазавода им Димитрова в Воронежской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 августа 1971 г.
Время:  16:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Воронежская область, Аннинский район, 3 км юго-западнее села Нащекино
Тип ВС:  Ил-14
Регистрация ВС:  СССР-64456
Авиакомпания:  МАП СССР, Тбилисский авиазавод им. Димитрова
 


Описание
    Экипаж выполнял полет по перевозке 20-ти пустых баллонов из под газа аргона и 6-ти ящиков с металлическими деталями. Общий вес груза составлял 1 792 кг. На борту находился пассажир – бортмеханик заводского авиаотряда. Экипаж произвел взлет с заводского аэродрома в 10:48. В 12:59 самолет совершил посадку в Краснодаре и после дозаправки произвел взлет в 13:55. Полет проходил на эшелоне 2 700 м визуально в ПМУ. Фактическая погода на маршруте: ясно, видимость – 20 км. Прогноз погоды предусматривал слабую болтанку. Экипаж вел радиообмен, докладов о каких-либо нештатных ситуациях не было. Самолет находился на трассе на МК=350° с приборной скоростью 300 км/ч. В 16:10 экипаж перестал отвечать на запросы. Организованными поисками обломки самолета были обнаружены в поле в 9 км западнее оси трассы. По показаниям очевидцев самолет снижался с обычным звуком. На высоте 300-350 м звук резко усилился и раздался хлопок, после которого от самолета полетели отдельные части. Он перевернулся в воздухе и столкнулся с землей. Комиссия установила, что первоначальное разрушение горизонтального оперения и ОЧК произошло в воздухе при выводе самолета из снижения от возникших перегрузок выше расчетных и от скоростного напора. Самолет перевернулся вниз килем и столкнулся с землей под углом 15-20° на скорости не менее 330 км/ч с убранными шасси и закрылками и работающими двигателями и полностью разрушился. На сохранившихся узлах и агрегатах следов отказов не обнаружено. Пожара в воздухе не было. Расчетами установлено, что центровка была 22,9% САХ – на 1,9% САХ выше предельно задней. КВС же записал в журнале принятия решения на вылет 16,2% САХ. На основании анализа обнаруженных на месте швартовочных приспособлений комиссия сделала вывод, что крепление груза было недостаточно надежным. У всех членов экипажа, кроме КВС, обнаружено незначительное содержание алкоголя.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14
Регистрационный номер (id) ВС СССР-64456
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1958
Заводской номер ВС 8344003
Наработка ВС (часы) 13169
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б 22362271 Б 22362266


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания МАП СССР, Тбилисский авиазавод им. Димитрова
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Краснодар (Пашковская)
Пункт назначения Москва (Мячково)
Начальный пункт маршрута Тбилиси (заводской)
Конечный пункт маршрута Москва (Мячково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причина не установлена из-за полного разрушения самолета и отсутствия докладов от экипажа.
    Вероятная причина: возникновение возмущенного продольного движения из-за
    1) Непреднамеренного выпуска закрылков с последующей уборкой при условии, что рукоятка крана не была законтрена экипажем. У найденного крана предохранительная муфта была расстопорена.
    2) Временного отказа автопилота по продольному каналу.
    3) Наличия болтанки. Экипаж другого самолета, б/н 84189, запросил смену эшелона из-за болтанки.
    При предельно задней центровке и возникновении смещения груза назад в процессе возмущенного движения из-за недостаточно надежного крепления один из этих факторов мог привести к выходу самолета на большие углы атаки и сваливанию. В создавшейся ситуации экипаж не справился с управлением самолетом.
   
    Сопутствующие факторы: неправильное размещение груза и расчет центровки; недостаточно надежное крепление груза; отсутствие контроля за загрузкой со стороны руководящего состава авиаотряда.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.