Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-24 Украинского УГА в р-не а/п Жуляны
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 декабря 1976 г.
Время:  21:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, 1 км западнее а/п Киев-Жуляны
Тип ВС:  Ан-24
Регистрация ВС:  CCCP-46722
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Киевский ОАО
Рейс:  Н-36
 


Описание
    Экипаж 377 летного отряда, выполнявший рейс Н-36, произвел взлет в а/п Черновцы в 20:32 мск. Прогноз погоды по пункту посадки а/п Киев-Жуляны с 21:00 до 24:00 предусматривал: облачность 7-10 баллов высотой ниже 100 м, верхняя граница 1000-1500 м, дымка, морось, снег, видимость 1000-2000 м, ветер 140-160° 7-10 м/с, умеренная болтанка, в облаках и осадках сильное обледенение; на период с 20:55 по 21:55: туман, видимость менее 500 м, искусственные препятствия закрыты. Фактическая погода на а/д Жуляны в 20:25 (перед вылетом самолета из а/п Черновцы): туман, видимость 800 м, вертикальная видимость 70 м, ветер 130° 2-3 м/с, давление 753 мм рт.ст., температура -2°С, в облаках сильное обледенение. Несмотря на учащенные наблюдения за погодой, организованные АМСГ, момент ухудшения горизонтальной видимости менее 700 м не зарегистрирован и не передан диспетчерам службы движения, непрерывная регистрация видимости с МКпос=81° в нарушение НМО ГА-73 в период с 20:55 до 22:10 не производилась. Запросов от экипажей о фактических значениях горизонтальной и вертикальной видимости в зоне взлета и посадки, несмотря на сложные метеоусловия, в период с 21:00 по 22:00 не поступало. Заход самолета на посадку с МК=81° осуществлялся ночью с использованием систем посадки ОСП и РСП (ТЕСЛА) по командам диспетчера посадки. Система посадки СП-68 была исключена из регламента в связи с профилактическими работами и облетом. В процессе выполнения полета от момента доворота на посадочный курс до ДПРМ диспетчер ДПСП не осуществлял активного завода самолета по посадочному локатору и не давал экипажу информации о входе в глиссаду и начале снижения, которое экипаж начал с запаздыванием и с вертикальной скоростью выше расчетной. В этот момент на одном канале связи производилось управление движением одновременно трех самолетов: заходивших на посадку Ан-24 № 46440 и 46722, и вылетающим №47740. Одновременная работа диспетчеров старта и ДПСП на одном канале радиосвязи в сложившейся обстановке усложнила управление заходом на посадку самолета Ан-24 №46722. На двукратный запрос экипажа об удалении ответы диспетчера ДПСП не поступили вследствие наложений при одновременном выходе в эфир нескольких абонентов. На удалении 2 500 м от торца ВПП самолет пересек установленную глиссаду. Уход самолета под глиссаду и дальнейшее снижение ниже глиссады диспетчером ДПСП не были предотвращены. Не доложив диспетчеру о выпуске шасси и готовности к посадке, экипаж продолжал снижение с завышенной вертикальной скоростью (6-7 м/с). Достигнув ВПР и не имея визуального контакта со световыми ориентирами аэродрома, экипаж не осуществил маневр по уходу на второй круг. На высоте 30-35 м при срабатывании сигнала «опасная высота», экипаж через 3 секунды энергично взял штурвал «на себя» (расход руля высоты 13°, перегрузка 1,9 ед.). Однако из-за недостаточного запаса высоты через 2 секунды самолет столкнулся с бетонным ограждением БПРМ (1 265 м от торца ВПП и в 40 м правее ее оси) фюзеляжем, правым двигателем и правой плоскостью крыла. После этого самолет приземлился во внутреннем дворе БПРМ на левую и носовую стойки шасси, отделился и носовой частью столкнулся с ограждением БПРМ с противоположной стороны. Продолжая движение, самолет левой плоскостью столкнулся с группой деревьев, а затем носовой частью фюзеляжа с железнодорожной насыпью высотой 4,5 м в 1 150 м от торца ВПП и в 40 м правее ее оси, остановился на железнодорожных путях, полностью разрушился и загорелся. 44 пассажира и 4 члена экипажа погибли, 1 член экипажа (бортпроводница) и 5 пассажиров получили ранения, 1 пассажир не пострадал. Катастрофа произошла в 21:29:30 в точке с координатами 50°24’12” СШ, 30°27’16” ВД. В 21:30 зафиксирована следующая погода: туман, видимость 600 м, вертикальная видимость 50 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 4
Пассажиры 50 44
На земле   0
Всего погибших 48


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-46722
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.04.1963
Заводской номер ВС 37300302
Наработка ВС (часы) 27244
Наработка ВС (циклы) 24754
Силовая установка Н453Т008 Н494Т037


Сведения о рейсе

Номер рейса Н-36
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Киевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Черновцы
Пункт назначения Киев (Жуляны)
Начальный пункт маршрута Черновцы
Конечный пункт маршрута Киев (Жуляны)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Установить истинное положение задатчика сигнализатора опасной высоты и причину его срабатывания ниже 60 м комиссии не представилось возможным в связи с его уничтожением при пожаре.
    В период с 21:27 по 21:30 АМСГ выдавала службе движения горизонтальную видимость 700 м и вертикальную видимость 50 м. При этом зафиксированная через 30 секунд после происшествия фактическая погода была ниже минимума, а экипаж самолета Ан-24 №46440, заходивший на посадку перед самолетом №46722 с интервалом 2 мин 06 сек., не установил контакта со световыми ориентирами аэродрома и ушел на запасной аэродром Борисполь. В связи с этим комиссия делает заключение, что в момент происшествия фактическая погода была ниже минимума 700 м, установленного для приема самолетов Ан-24.
    Выводы: комиссией установлено, что подготовка и состояние здоровья экипажа, а также техническое состояние самолета не оказали влияние на исход полета.
    Аварийная ситуация начала развиваться при пересечении самолетом установленной глиссады с сохранением экипажем вертикальной скорости снижения выше расчетной.
    На исход полета оказали влияние допущенные диспетчером ДПСП нарушения НПП ГА-71, предельные метеоусловия и несвоевременная информация АМСГ а/п Жуляны об ухудшении видимости до значения ниже установленного минимума.
Выявленные при расследовании недостатки     Комиссией отмечены различные недостатки в организации работы службы движения а/п Жуляны и в метеорологическом обеспечении полетов, невыполнение технологии работы диспетчерским составом, а также недостатки в организации летной работы в отряде.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось преждевременное снижение самолета при заходе на посадку, которое произошло вследствие невыдерживания экипажем установленной глиссады, невыполнения маневра по уходу на второй круг при достижении высоты принятия решения, а также нарушений п.6.6.8 НПП ГА-71, допущенных диспетчером ДПСП при управлении заходом на посадку в режиме РСП (Тесла)+ОСП в предельных метеоусловиях.
    Происшествию способствовала несвоевременная информация об ухудшении видимости до значения ниже минимума со стороны АМСГ а/п Киев-Жуляны.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Фото: захоронение экипажа на Байковом кладбище г. Киева
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.