Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14П Киргизской ОАГ ГВФ в Актюбинской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  07 сентября 1958 г.
Время:  03:18
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Актюбинская область, 4 км юго-юго-восточнее пос. Константиновский, Мартукский район
Тип ВС:  Ил-14П
Регистрация ВС:  СССР-Л1692
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Киргизская отдельная авиагруппа ГВФ
Рейс:  164
 


Описание
    Самолет, на борту которого находились 22 пассажира, в том числе четверо детей, а также 402 кг груза (магнитные пускатели), произвел промежуточную посадку в а/п Актюбинск в 02:10 мск. После дозаправки взлет произведен в 02:55 с МК=127°. Прогноз погоды по маршруту Актюбинск – Уральск был следующим: облачность 6-9 баллов, слоисто-дождевая, кучево-дождевая, 600 – 1 000 м, дождь, видимость 4-10 км. В 03:04 КВС доложил о наборе заданного эшелона 1 500 м и о выходе из АДС. В 03:05 он доложил об установлении связи с РДС и визуальном полете 1 500 м. В 03:07 экипаж запросил пеленг у АДС Актюбинск и в 03:08 получил его - 274° - что свидетельствовало о нахождении самолета на заданной линии пути в 50 км от Актюбинска. В 03:11 экипаж запросил фактическую погоду а/п Уральск и получил ее – облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, 300 – 600 м, временами дождь, видимость 4-10 км. В 03:14 по запросу диспетчера экипаж подтвердил высоту и условия полета (1 500 м, визуально, связь с РДП имею). В 03:30 борт на вызов не ответил. Отметка самолета на экране радиолокатора не наблюдалась. В стороне Уральска были необычно сильные засветы. В 09:10 обломки самолета были обнаружены с воздуха в степи в 2 км южнее воздушной трассы и в 80 км западнее Актюбинска. Он столкнулся с землей в левом развороте со скольжением на правое крыло. Первое столкновение – правой плоскостью под углом 60°. Двигатели работали. После удара самолет взорвался и полностью разрушился с разбросом обломков на расстояние 450-520 м. По наручным часам на руке одного из погибших и показаниям свидетелей время катастрофы установлено как 03:18 мск. Комиссией был обнаружен трос управления левым элероном с разрывом, имеющим местный большой перегрев. Исследования показали, что троса, расположенные между внутренним сектором и барабаном, разрушились в результате одновременного воздействия растягивающих нагрузок и высокой температуры нагрева. По данным метеостанции Новоалексеевка в 45 км юго-западнее места катастрофы с 02:27 до 02:42 мск наблюдалась гроза на востоке. По данным другой метеостанции в 18 км юго-западнее места катастрофы – гроза с 04:00 до 05:30 местного времени. Гроза подтверждается находившимися на земле свидетелями.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 22 22
На земле   0
Всего погибших 27


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП погодные условия, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14П
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1692
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 18.01.1957
Заводской номер ВС 7342304
Наработка ВС (часы) 2564
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б 27452619 Б 2635425


Сведения о рейсе

Номер рейса 164
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Киргизская отдельная авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Актюбинск
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Фрунзе
Конечный пункт маршрута Москва (аэропорт неизвестен)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Самолет был поражен грозовым разрядом через место расположения лючка подхода к тросам управления левым элероном слева от оси самолета за задним лонжероном центроплана между 4-ой и 5-ой нервюрами. В результате экипаж был парализован или впал в шоковое состояние.
    Вывод подтверждается:
    1) Наличием грозовой деятельности в зоне полета самолета.
    2) Тем, что пережог и разрыв тросов управления левым элероном произошел от концентрированного воздействия высоких температур. При этом найденные детали самолета, удаленные от места пережога на 10-15 см, не имели следов воздействия высоких температур.
    3) С борта не был передан сигнал бедствия.
    4) Падение – кратковременное, неуправляемое и с большой скоростью.
    5) Экипаж не применил средств, обеспечивающих выполнение вынужденной посадки вне аэродрома ночью (ПАР-8, фары, ракеты).
    6) Показаниями двух очевидцев – местных пастухов, которые видели вспышку в непосредственной близости от самолета, а затем его неуправляемое снижение.
    Виновники:
    1) Работники метеостанции а/п Актюбинск, не указавшие в прогнозе грозовые явления.
    2) Наблюдатель метеостанции Новоалексеевка, отметившая грозу, но не сообщившая о ней Актюбинской метеостанции, что она была обязана сделать.
    3) РП – недостаточное внимание изучению метеообстановки и неудовлетворительный контроль за движением самолета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.