Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14П Грузинского управления ГВФ близ Кутаиси
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 августа 1963 г.
Время:  10:53
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, 7 км севернее Гегечкори
Тип ВС:  Ил-14П
Регистрация ВС:  СССР-61617
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское территориальное управление ГВФ, Тбилисский ОАО
Рейс:  663
 


Описание
    Экипаж 112 летного отряда произвел посадку в а/п Кутаиси в 10:08. Взлет произведен в 10:45. Через 3-4 минуты экипаж доложил о взлете и визуальном полете на высоте 600 м. В 10:52 экипаж доложил: «полет на Сухуми 1 500 м между слоями, земля просматривается, сильные осадки». Затем связь пропала. На следующий день самолет был обнаружен в 32 км северо-западнее а/п Кутаиси в 13 км правее оси трассы. На высоте 900 м он столкнулся с лесистым склоном горы на МК=27° - с отклонением вправо от курса следования на 100°. Среди погибших были обнаружены три безбилетных пассажира. Двое оказались работниками Тбилисского ОАО, третий неопознан. Самолет полностью разрушен и частично сгорел.
    Прогноз погоды с 8-12 ч: облачность 5-8 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая, 600 – 1 000 м. Видимость 4-10 км. Гроза, дождь.
    Руководитель полетов (РП) перед вылетом не дал указания экипажу, по какому маршруту выполнять полет: по основному (Кутаиси-Сухуми) или обходному (Кутаиси-Поти-Сухуми), зная из прогноза погоды, что на основном маршруте были грозы, а на обходном – ПМУ. Кроме того, экипаж ранее вылетевшего из а/п Кутаиси самолета доложил, что полет по ПВП по основному маршруту невозможен и запросил разрешения следовать по обходному маршруту.
    В 10:38 диспетчер КДП получил от наблюдателя АМСГ данные о снижении облачности с 1 000 до 450 м, но эти данные никому не сообщил, а экипажу Ил-14 №61617 после взлета дал указание следовать с набором высоты до 1 500 м по основному маршруту, доложить выход и строго следить за погодой. Инструментальный контроль за самолетом диспетчер не установил, хотя самолет после отхода от аэродрома начал отклоняться в сторону гор.
    Встретив неблагоприятные метеоусловия близ Цулукидзе (гроза с дождем, видимость 3 км, облачность 300-400 м), командир экипажа вместо возврата на аэродром принял безрассудное решение продолжать полет, отклоняясь от маршрута вправо в сторону гор. Продолжая уклоняться от трассы, увеличивая курс полета и находясь на высоте 900 м (ниже безопасной для данного района), экипаж попал в зону ливневых осадков, о которых за 1 мин. до катастрофы бортрадист сообщил в РДС Тбилиси. В 10:53 самолет в горизонтальном полете в условиях ограниченной видимости в 13 км от трассы столкнулся со склоном горы.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 27 27
На земле   0
Всего погибших 32


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14П
Регистрационный номер (id) ВС СССР-61617
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.02.1957
Заводской номер ВС 602107
Наработка ВС (часы) 11682
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б 2946943 Б 27151507


Сведения о рейсе

Номер рейса 663
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское территориальное управление ГВФ, Тбилисский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Кутаиси
Пункт назначения Сухуми (Бабушера)
Начальный пункт маршрута Тбилиси
Конечный пункт маршрута Краснодар (Пашковская)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились преступно-халатное отношение работников службы движения а/п Кутаиси к выпуску и руководству полетом, а также недисциплинированность КВС – выполнение полета на высоте ниже безопасной в условиях невозможности визуального полета.
    Виновники:
    1) РП – дал разрешение на полет по ПВП на 1 500 м в горной местности без наличия метеоусловий.
    2) Диспетчер КДП – не доложил об ухудшении высоты облачности и вместо запрета вылета дал указание выполнять полет на 1 500 м визуально – что было заведомо невыполнимо. Инструментальный контроль не вёл.
    3) Командир корабля.
    4) Зам. нач аэропорта Кутаиси – разрешив руководителю полетов дневной смены опоздать на работу на 2 часа, не заменил его лично при заступлении новой смены, переложив эту обязанность на РП ночной смены. Отпросившийся РП появился на работе на через 2, а через 4 часа, в результате чего продолжительность работы РП ночной смены составила 14 часов на момент взлета Ил-14 №61617.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.