Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14П Азербайджанского управления ГВФ близ Сталинграда
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 января 1959 г.
Время:  03:33
Страна:  СССР
Место происшествия:  Сталинградская область, близ а/п Сталинград
Тип ВС:  Ил-14П
Регистрация ВС:  СССР-41863
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Азербайджанское территориальное управление ГВФ, 107 ао
Рейс:  205
 


Описание
    Экипаж 107 летного отряда в 23:30 17 января произвел взлет в а/п Внуково, в 01:00 18 января совершил посадку в Воронеже и через 45 минут произвел взлет и продолжил полет до Сталинграда. В 02:07 экипаж получил фактическую погоду в аэропорту назначения: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, разорвано-дождевая, 250 м, снегопад, видимость 2 км. В 02:25 экипаж доложил о входе в зону РДС Сталинграда выше облаков, в 03:07 доложил о входе в АДС а/п Сталинград на высоте 2 400 м между слоями, запросив разрешение на подход и условия посадки. Диспетчер разрешил подход на 1 200 м и дал условия посадки. Система ОСП имелась только на посадочном курсе 243° при невозможности посадки этим курсом из-за попутного ветра 60°. Экипажу следовало пробивать облачность со снижением по прямоугольному маршруту до 150 м с выходом на курс 243° после четвертого разворота и затем после пролета ДПРМ и БПРМ выполнять визуальный заход курсом 63° левым кругом. Доложив о занятии 1 200 м, экипаж получил разрешение занять 900 м и сообщил: «сию визуально». В дальнейшем РП разрешил снижение до 400 м. Борт подтвердил выполнение. На запрос диспетчера: «видите ли старт?» экипаж ответил: «пока нет». Затем экипаж доложил о пролете ДПРМ на высоте 400 м курсом 153° ко второму развороту. Затем экипаж последовательно докладывал о выполнении второго, третьего и четвертого разворотов на высоте 400 м. После доклада о выполнении четвертого разворота РП запросил о возможности визуального полета. Экипаж ответил утвердительно. Затем связь пропала. Пролет ДПРМ экипаж не доложил.
    В 07:55 самолет обнаружен с воздуха правее оси посадки системы ОСП в районе траверса ДПРМ в 4 025 м от него и в 5 000 м от начала ВПП 24. В 03:33 самолет столкнулся с землей с МК=315° с правым креном 15-20° и тангажом 9-12° и полностью разрушился. Пожара не было. Части самолета разбросаны по направлению движения по заснеженному полю на 300-350 м. Самолет столкнулся с землей на скорости около 300 км/ч. Первое касание – правой плоскостью. После ее разрушения самолет перевернулся. Оторвавшаяся хвостовая часть вернулась в прежнее положение, развернувшись в обратную сторону относительно курса полета.
    Комиссия отметила необычные обстоятельства катастрофы – находясь в визуальном полете, самолет сильно отклонился вправо на участке от четвертого разворота до ДПРМ. Это могло быть вызвано лишением экипажа возможности управлять самолетом. Метеоусловия и уровень подготовки экипажа не могли быть причинами катастрофы. Фактическая погода на 03:25: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, разорвано-дождевая, 163 м, дымка, видимость 4 км. Проверялась версия нападения на экипаж. Среди погибших был обнаружен безбилетный пассажир, а следовавшей до Баку пассажирке из Москвы в аэропорт Сталинграда была отправлена телеграмма загадочного содержания: «В Москве все здоровы, считаю целесообразным вернуться поездом». Пистолет КВС был найден на месте катастрофы с неизрасходованным боекомплектом. После технической экспертизы обломков самолета было установлено, что он столкнулся с землей с работающими двигателями и был управляем. При осмотре трупа КВС на его левом бедре была обнаружена круглая рана глубиной 5 см с ожогом по краям. Судмедэксперты сделали вывод, что это результат поражения электрическим током, однако не смогли уточнить, прижизненный или посмертный. В то же время комиссия отметила, что с 03:00 до 05:00 в одной из воинских частей близ пос. Гумрак в районе катастрофы проводились стрельбы. В течение последующих трех месяцев от командиров экипажей разных самолетов, заходивших на посадку тем же курсом, поступило около 10 рапортов, что во время пролета над военным полигоном между четвертым разворотом и ДПРМ в опасной близости от их самолетов видны трассирующие очереди и разрывы боеприпасов. При тщательном осмотре обломков самолета было обнаружено 5 круглых пробоин диаметром 10 и 35 мм – в обшивке пилотской кабины, перегородках пилотской кабины и левом щитке центрального пульта управления моторами. В апреле было решено провести эксгумацию тела КВС. В его левом бедре в зоне ожога обнаружены мелкие металлические осколки и цилиндрическая металлическая деталь размером 11х5 мм. Первоначальный вывод об электрическом происхождении раны был отвергнут. Комиссия решила провести экспертизу для подтверждения, что найденные металлические фрагменты являются пулей, выпущенной из огнестрельного оружия, а также ходатайствовать перед МО о закрытии военного полигона в районе прямоугольного маршрута захода на посадку с курсом 243°, где регулярно в дневных и ночных условиях производятся стрельбы из пулеметно-винтовочного и артиллерийского оружия, что создает явную угрозу повреждения самолетов. Тем не менее, никакого окончательного вывода о причинах катастрофы комиссия не сделала.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 20 20
На земле   0
Всего погибших 25


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14П
Регистрационный номер (id) ВС СССР-41863
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.06.1956
Заводской номер ВС 146000701
Наработка ВС (часы) 3922
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б 27352171 Б 27352290


Сведения о рейсе

Номер рейса 205
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Азербайджанское территориальное управление ГВФ, 107 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Воронеж (Чертовицкое)
Пункт назначения Сталинград
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Баку (Бина)


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.