Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение Ан-2Р и Ан-12Б Восточно-Сибирского УГА в а/п Иркутск
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  04 декабря 1974 г.
Время:  09:58
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Иркутск
Тип ВС:  Ан-12Б
Регистрация ВС:  СССР-12985
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Иркутский ОАО
 


Описание
    Экипаж Ан-12 №12985 134 летного отряда производил тренировочный полет в районе а/п Иркутска, выполняя заходы по СП-50М на ИВПП 30 курсом 296°. На борту находились 7 членов экипажа. Одновременно с ГВПП, расположенной в 2 500 м юго-западнее ИВПП, курсом 320° выполнялись вылеты самолетов Ан-2. Инструкция а/п Иркутск для самолетов МВЛ предусматривает левый разворот сразу после взлета на курс в северо-восточном направлении с набором высоты до 300 м и пролетом через центр ИВПП. ВС с ИВПП обязаны пролетать над ней на высоте не более 200 м.
    Фактическая погода на начало полетов была: облачность 10/3 слоисто-кучевая 700 м, видимость 10 км - и соответствовала установленному минимуму. В 04:30 мск из-за ухудшившейся погоды полеты по ПВП с ГВПП были закрыты по указанию заместителя начальника аэропорта по движению Тимошенко Л.Ф. (здесь и далее все фамилии изменены) (на 04:55 зафиксирована следующая погода: облачность 10/8 слоисто-кучевая 440 м, средняя метель, видимость 2 000 м).
    На 9-ом полете экипаж Ан-12 доложил о выполнении захода с уходом на второй круг. Снизившись до ВПР (100 м), экипаж после доклада диспетчеру посадки ушел на второй круг с набором 200 м, после чего установил связь с диспетчером круга.
    Несколькими минутами ранее, в 04:50, диспетчер КДП МВЛ Марушенко П.Г., наблюдая фактическую видимость на старте 2 500 м (выше минимума), разрешил взлет экипажу Ан-2 №49342 190 летного отряда, несмотря на запрет полетов МВЛ, и не предупредив экипаж о тренировочных полетах самолета Ан-12. Тимошенко Л.Ф. выполнение данного им запрета полетов МВЛ в последующем не контролировал. Руководитель полетов Козак М.К., несмотря на ухудшение погоды на аэродроме, не принял мер по усилению контроля за работой диспетчеров.
    В 04:54 экипаж Ан-2 произвел взлет. В 04:56 диспетчера круга подменил руководитель полетов Козак М.К. Не зная фактической воздушной обстановки из-за нарушения технологии работы диспетчером КДП МВЛ Марушенко П.Г. (который не сообщил о взлете Ан-2 диспетчеру круга) и полагая, что полеты с ГВПП не производятся, РП разрешил экипажу Ан-12 набор высоты 600 м с выходом к третьему развороту.
    Тем временем экипаж Ан-2, согласно инструкции аэропорта, пересекал ИВПП, выходя на маршрут, и доложил о пролете центра основной ИВПП диспетчеру Марушенко. После этого связь с экипажем прекратилась.
    В 04:58 на высоте 270 м над центром ИВПП произошло столкновение Ан-2 и Ан-12, следовавших в снегопаде на пересекающихся под углом 90° курсах. Удар Ан-2 под прямым углом пришелся в нижнюю часть фюзеляжа Ан-12. В результате столкновения Ан-2 разрушился. Его обломками была засыпана ИВПП и параллельная ей еще одна ГВПП. Фюзеляж Ан-2 и двигатель упали на землю в 200 м севернее ИВПП по курсу его полета. Самолет частично сгорел. Все находившиеся на борту погибли.
    Экипаж Ан-12 почувствовал сильный толчок. Самолет начал крениться влево. Экипаж выключил двигатели, зафлюгировал винты и произвел вынужденную посадку в пойме реки Ушаковка по курсу полета сразу после пролета ДПРМ на удалении 3 980 м от конца ИВПП 30. При движении по грунту оба левых двигателя отделились от крыла, оторвался воздушный винт двигателя №3, нижняя часть фюзеляжа была разрушена. При движении самолет сбил грозоотводящую мачту - металлоконструкцию высотой более 10 м. Мачта упала на фюзеляж, полностью разрушив центроплан. Самолет остановился в 220 м от места первого касания. Пожара не возникло. Экипаж не пострадал.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0+13


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12Б
Регистрационный номер (id) ВС СССР-12985
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.05.1970
Заводской номер ВС 00347110
Наработка ВС (часы) 5812
Наработка ВС (циклы) 2617
Силовая установка Н2126097 Н2126032 Н2946196 Н2026240


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Иркутский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Иркутск
Пункт назначения Иркутск
Начальный пункт маршрута Иркутск
Конечный пункт маршрута Иркутск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы явилось преступно-халатное отношение к исполнению служебных обязанностей диспетчером КДП МВЛ Марушенко П.Г., который вопреки запрещению полетов на МВЛ и в нарушении технологии работы разрешил взлет Ан-2, не согласовав его пролет через ИВПП с диспетчером круга (нарушение п.п. 3.1.11, 6.2.1, 6.2.3 НПП ГА-71).
    РП Козак М.К., подменив диспетчера круга, непосредственно работой смены не руководил и, не зная воздушной обстановки, фактически самоустранился от общего руководства полетами в условиях ухудшившейся видимости.
    Заместитель начальника аэропорта по движению Тимошенко Л.Ф. не контролировал выполнение своего приказа о запрете полетов МВЛ по ПВП.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.