Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14 Грузинского УГА близ а/п Еревана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 марта 1968 г.
Время:  11:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Армянская ССР, г. Гетантаг
Тип ВС:  Ил-14
Регистрация ВС:  СССР-41840
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское УГА, Тбилисский ОАО
 


Описание
    Экипаж 112 летного отряда, выполнявший внерейсовый полет по перевозке груза весом 2 394 кг, произвел взлет в 10:39 мск. В 10:56 самолет пролетел ОПРС Акстафа на заданном эшелоне 3 000 м по ПВП, о чем экипаж в 10:57 доложил диспетчеру подхода и перешел на связь с диспетчером Тбилиси-контроль. В 11:08 экипаж доложил о пролете ОПРС Иджеван и в 11:14 установил связь с диспетчером подхода а/п Ереван, доложил о пролете Севана и получил разрешение следовать на ШВРС по ПВП со снижением до 1 800 м. Через 1 минуту 30 секунд после пролета ОПРС Севан экипаж доложил, что временами цепляет облачность. Диспетчер подхода указал, если визуальный полет не пройдет, высоты не терять. В период с 11:16 до 11:19 экипаж дважды связывался с диспетчером подхода и запрашивал условия для обратного полета на Тбилиси на эшелоне 3 000 м. В 11:20 связь пропала. Самолет столкнулся с вершиной горы Гетантаг. Снижаясь визуально, КВС не учел, что имеющуюся на маршруте гору Гетантаг не прошел и детальной ориентировки не вёл. Встретив на маршруте облако, прикрывающее вершину горы, в нарушение НПП ГА-66 он решил пробить его. Перед столкновением экипаж увидел надвигающуюся гору и взял штурвал на себя, но самолет на высоте 2 265 м зацепил левой плоскостью за скалы. На высоте 130 м вверх по склону от места первого столкновения, самолет столкнулся с горой фюзеляжем и полностью разрушился. Прибывшие через несколько часов спасатели нашли бортрадиста живым, но спустя несколько часов он скончался.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14
Регистрационный номер (id) ВС СССР-41840
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.06.1957
Заводской номер ВС 147001504
Наработка ВС (часы) 13442
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б 2417191 Б20261349


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское УГА, Тбилисский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тбилиси
Пункт назначения Ереван
Начальный пункт маршрута Тбилиси
Конечный пункт маршрута Ереван


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы явилось нарушение экипажем правил полетов по ПВП на участке маршрута Севан – Ереван, выразившееся в снижении самолета ниже безопасной высоты и входе в облака, что привело к столкновению самолета с горой.
    Сопутствующие причины:
    - Неудовлетворительная подготовка полета и подход к комплектованию экипажа. Командир корабля 28 февраля 1968 г. окончил первый раздел программы ввода в строй и был допущен к самостоятельным полетам с правом перевозки грузов. До катастрофы он выполнил только три самостоятельных трассовых полета, на которых проходил ввод в строй с закрепленным вторым пилотом. Перед выполнением четвертого самостоятельного полета в день происшествия, в нарушение методики ввода в строй, в экипаж был включен второй пилот, с которым КВС ранее не летал. Тренировку на слетанность экипаж не получил.
    - Согласно наряда, КВС должен был выполнить внерейсовые полеты по маршруту Тбилиси – Сухуми – Тбилиси и Тбилиси – Батуми – Тбилиси. Прибыв к вылету и узнав, что груза в Сухуми и Батуми нет, но имеется груз в Ереван, КВС обратился к врио к-ра 112 летного отряда за разрешением произвести полет в Ереван, ложно доложив ему, что в период ввода в строй он один раз выполнял полет по этой трассе. В действительности КВС по трассе Тбилиси – Ереван при вводе в строй не летал. Врио к-ра 112 летного отряда, не проверив доклад КВС, зная, что экипаж на новый аэродром в горной местности должен быть провезен дважды лицом командно-летного состава и что экипаж выполняет только четвертый самостоятельный полет, в нарушение НПП ГА-66 и ОМУ-68 МГА, дал согласие на выполнение этого полета по новой трассе, с условием включения в состав экипажа штурмана АЭ. Командир корабля самовольно, вместо штурмана АЭ, включил в экипаж на этот полет другого штурмана и в задание на полет допечатал новый маршрут Тбилиси – Ереван. В предполетной подготовке второй пилот не участвовал, так как он выполнял рейс в составе другого экипажа и вернулся из рейса перед самым вылетом в Ереван. В результате неудовлетворительной организации предполетной подготовки экипаж фактически не был подготовлен для выполнения полета по сложной трассе Тбилиси – Ереван.
    -В инструкции по производству полетов по ПВП а/п Ереван не указан рубеж снижения при полете от Севана до ШВРС.
   
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.