 |
 |
 |
Катастрофа Ил-14 Грузинского УГА близ а/п Еревана |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 09 марта 1968 г.
Время: 11:20
Страна: СССР
Место происшествия: Армянская ССР, г. Гетантаг
Тип ВС: Ил-14
Регистрация ВС: СССР-41840
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Грузинское УГА, Тбилисский ОАО
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж 112 летного отряда, выполнявший внерейсовый полет по перевозке груза весом 2 394 кг, произвел взлет в 10:39 мск. В 10:56 самолет пролетел ОПРС Акстафа на заданном эшелоне 3 000 м по ПВП, о чем экипаж в 10:57 доложил диспетчеру подхода и перешел на связь с диспетчером Тбилиси-контроль. В 11:08 экипаж доложил о пролете ОПРС Иджеван и в 11:14 установил связь с диспетчером подхода а/п Ереван, доложил о пролете Севана и получил разрешение следовать на ШВРС по ПВП со снижением до 1 800 м. Через 1 минуту 30 секунд после пролета ОПРС Севан экипаж доложил, что временами цепляет облачность. Диспетчер подхода указал, если визуальный полет не пройдет, высоты не терять. В период с 11:16 до 11:19 экипаж дважды связывался с диспетчером подхода и запрашивал условия для обратного полета на Тбилиси на эшелоне 3 000 м. В 11:20 связь пропала. Самолет столкнулся с вершиной горы Гетантаг. Снижаясь визуально, КВС не учел, что имеющуюся на маршруте гору Гетантаг не прошел и детальной ориентировки не вёл. Встретив на маршруте облако, прикрывающее вершину горы, в нарушение НПП ГА-66 он решил пробить его. Перед столкновением экипаж увидел надвигающуюся гору и взял штурвал на себя, но самолет на высоте 2 265 м зацепил левой плоскостью за скалы. На высоте 130 м вверх по склону от места первого столкновения, самолет столкнулся с горой фюзеляжем и полностью разрушился. Прибывшие через несколько часов спасатели нашли бортрадиста живым, но спустя несколько часов он скончался.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-14 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-41840 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
26.06.1957 |
Заводской номер ВС |
147001504 |
Наработка ВС (часы) |
13442 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б 2417191 Б20261349 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Грузинское УГА, Тбилисский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Тбилиси |
Пункт назначения |
Ереван |
Начальный пункт маршрута |
Тбилиси |
Конечный пункт маршрута |
Ереван |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основной причиной катастрофы явилось нарушение экипажем правил полетов по ПВП на участке маршрута Севан – Ереван, выразившееся в снижении самолета ниже безопасной высоты и входе в облака, что привело к столкновению самолета с горой.
Сопутствующие причины:
- Неудовлетворительная подготовка полета и подход к комплектованию экипажа. Командир корабля 28 февраля 1968 г. окончил первый раздел программы ввода в строй и был допущен к самостоятельным полетам с правом перевозки грузов. До катастрофы он выполнил только три самостоятельных трассовых полета, на которых проходил ввод в строй с закрепленным вторым пилотом. Перед выполнением четвертого самостоятельного полета в день происшествия, в нарушение методики ввода в строй, в экипаж был включен второй пилот, с которым КВС ранее не летал. Тренировку на слетанность экипаж не получил.
- Согласно наряда, КВС должен был выполнить внерейсовые полеты по маршруту Тбилиси – Сухуми – Тбилиси и Тбилиси – Батуми – Тбилиси. Прибыв к вылету и узнав, что груза в Сухуми и Батуми нет, но имеется груз в Ереван, КВС обратился к врио к-ра 112 летного отряда за разрешением произвести полет в Ереван, ложно доложив ему, что в период ввода в строй он один раз выполнял полет по этой трассе. В действительности КВС по трассе Тбилиси – Ереван при вводе в строй не летал. Врио к-ра 112 летного отряда, не проверив доклад КВС, зная, что экипаж на новый аэродром в горной местности должен быть провезен дважды лицом командно-летного состава и что экипаж выполняет только четвертый самостоятельный полет, в нарушение НПП ГА-66 и ОМУ-68 МГА, дал согласие на выполнение этого полета по новой трассе, с условием включения в состав экипажа штурмана АЭ. Командир корабля самовольно, вместо штурмана АЭ, включил в экипаж на этот полет другого штурмана и в задание на полет допечатал новый маршрут Тбилиси – Ереван. В предполетной подготовке второй пилот не участвовал, так как он выполнял рейс в составе другого экипажа и вернулся из рейса перед самым вылетом в Ереван. В результате неудовлетворительной организации предполетной подготовки экипаж фактически не был подготовлен для выполнения полета по сложной трассе Тбилиси – Ереван.
-В инструкции по производству полетов по ПВП а/п Ереван не указан рубеж снижения при полете от Севана до ШВРС.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|