Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа L-14 Super Electra авиаотряда Дальстроя МВД СССР в а/п Зырянка
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 марта 1946 г.
Время:  06:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Зырянка
Тип ВС:  Lockheed L-14 Super Electra
Регистрация ВС:  514
Авиакомпания:  Авиаотряд Дальстроя
 


Описание
    28 марта 1946 г, в 06 ч 40 мин мин местного времени самолёт Lockheed -14 № 514, вырулил на ВПП аэродрома пос. Зырянка. На борту находился экипаж 4 человека и груз мануфактуры – 1125 кг. Цель полета - доставка груза в пос. Сеймчан. После повторного прогрева и опробования двигателей, пилот стал производить взлёт. Пробежав 1150 м, самолёт оторвался от полосы. На выдерживании образовался левый крен 35 - 45 градусов. Затем самолёт резко перешёл в правый крен 45 - 60 градусов и, продолжая увеличивать крен, через 150 м коснулся правым колесом и крылом снежного покрова. Через 5 м самолёт стал врезаться правым крылом в снег, и через 12 м ударился носовой частью о землю. После удара самолёт развернулся вправо на 190 градусов и, двигаясь по инерции хвостом вперед, прополз около 15 м, разрушив хвостовое оперение. При ударе носовой частью фюзеляжа пилот и бортмеханик были выброшены из кабины. Пилот от полученной тяжелой травмы головы скончался на месте, бортмеханик отделался лёгкими ушибами. Остальные члены экипажа получив незначительные ушибы покинули самолёт самостоятельно. Самолёт получил значительные повреждения конструкции – носовая часть фюзеляжа, включая кабину пилотов, полностью разрушена до шпангоута кабины радиста, моторы оторваны, правое крыло разрушено в консольной части, хвостовое оперение поломано. Пожара не последовало. Груз уцелел. Самолёт восстановлению не подлежит.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Lockheed L-14 Super Electra
Регистрационный номер (id) ВС 514
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС неизвестна
Заводской номер ВС неизвестен
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Авиаотряд Дальстроя
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Зырянка
Пункт назначения Сеймчан
Начальный пункт маршрута Зырянка
Конечный пункт маршрута Сеймчан


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Осмотрев на месте происшествия разрушенный самолет, опросив членов экипажа и работников аэропорта комиссия установила этапы развития катастрофы
    1. После отрыва, пилот стал выдерживать самолёт над землей и ударился правым колесом о незначительную неровность аэродрома
    2. Получив толчок, самолёт перешел в левый крен. Пилот, парируя левый крен, резко переложил самолёт в правый крен.
    3. Пилот пытается вывести самолёт из правого крена, но ввиду того, что на борту имелась большая загрузка, а поверхности самолета покрыты инеем, то, не имея достаточной скорости, самолёт продолжал валиться вправо, задевая крылом о снег.
    4. В момент касания крылом о снег пилот дал какую то команду, понять к кому она относилась не было возможно из за шума моторов. После чего пилот сделал движение правой рукой вниз, этим движением, как показывает положение рычага подъёма шасси, он пытался убрать шасси, чтобы увеличить скорость. Затем пилот сделал полтора оборота рукояткой триммера руля высоты на подъём, чем окончательно усугубил положение.
    5. Самолет, потеряв скорость, врезался в землю и разрушился.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     1. Отсутствие для набора высоты необходимой скорости, вследствие того, что поверхности самолёта были покрыты инеем и самолёт был перегружен – 1125 кг груза и 1400 кг горючего.
    2. Попытка пилота удержать самолёт в воздухе действием триммера руля высоты и уборкой шасси.
    3. Окончательная потеря скорости и управления самолётом.
    Виновниками катастрофы являются :
    1. Пилот – не прекратил своевременно взлет, несмотря на очевидность не нормального отрыва самолёта и своими действиями в воздухе усугубил создавшееся положение.
    2. Весь состав экипажа самолёта, не придавший значения наличию инея на поверхностях самолёта. Будучи авиаспециалистами, они не могли не осознавать опасность взлета на самолёте покрытом инеем.
    3. Начальник аэропорта и старший техник аэропорта - не обратили внимания на наличие инея на поверхностях самолёта, и не придали этому факту серьёзного значения.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Самолёты изготовлены в Японии, по лицензии американской компании Lockheed. В Дальстрой были переданы как трофейные после поражения Японии. Самолёты принимались без документов и инструкций по эксплуатации, поэтому год выпуска, налет и наработка двигателей неизвестны.
Источники информации Гос. архив Магаданской области


Фотографии

   
 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.