Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 а/к Кубаньспецавиа в Темрюкском районе Краснодарского края
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 июля 2000 г.
Время:  19:15
Страна:  Россия
Место происшествия:  Краснодарский край, свх "Светлый Путь", Темрюкский район
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-23213
Авиакомпания:  Кубаньспецавиа
 


Описание
    Командир вертолета выполнял АХР по обработке рисовых полей (чеков) гербицидами. Полеты производились с временной посадочной площадки расположенной на скошенном поле вблизи от места АХР. В 17:30 пилот произвел взлет. При выполнении третьего по счету полета, после завершения обработки очередного участка поля произошло самовыключение обоих двигателей. Вертолет произвел грубое приземление в рисовый чек, покрытый водой, в результате чего произошло разрушение кабины экипажа. КВС от полученных травм скончался.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-23213
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 23.03.1987
Заводской номер ВС 5210134037
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Кубаньспецавиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     В ходе расследования катастрофы было установлено, что КВС и авиатехник 04.07.00 г. прибыли на базовый аэродром и приступили к подготовке к полетам. При техническом обслуживании дозаправка вертолета не производилась. Согласно показаниям авиатехника в баке вертолета было около 240 литров топлива по указателю топливомера. В нарушение требований п.п. 10.1.9 и 10.1.10 НПП ГА-85, перед началом выполнения полетов 04.07.00г. КВС не запрашивал разрешения на использование воздушного пространства и не поддерживал контрольную радиосвязь с диспетчером КДП АХР.
    Фактическая погода на ближайшей к месту AП метеостанции Темрюк (расположенной и 15 км западнее АП) на момент события была следующая: облачность 2 балла верхняя, видимость 10 км, ветер юго-западный 8м/с, порывами до 11м/с, температура +24° С, влажность 71 %, давление 759 мм.рт.ст.
    Во время дозаправки раствором гербицида, перед третьим полетом, авиатехник предложил КВС (жестом) дозаправить вертолет топливом, на что КВС (также жестом) ответил, что выполнит еще один полет. Как утверждали при опросах авиатехник и агроном, видевшие приборную доску, красное табло "Осталось топлива 100 лит." перед выполнением третьего полета не горело.
    В третьем полете, после завершения обработки двух чеков, КВС приступил к набору высоты с курсом 90° ( возврат на временную посадочную площадку). На данном этапе на высоте примерно 25 метров произошло самовыключение обоих двигателей. Время последнего полета составило порядка 14 минут.
Описание выявленных причин АП     В результате исследования в ГосНИИ МО РФ было установлено:
    1. В последнем полете вертолета Ми-2 RA-23213 канал сигнализации об аварийном остатке топлива датчика КЭС-2097Б был неработоспособен из-за отказа микровыключателя МП-12, табло сигнализации "Осталось топлива 100 лит." при столкновении вертолета с землей не горело. Отказ микровыключателя МП-12 произошел из-за разрушения контактной пластины. Разрушение контактной пластины произошло от действия повторных нагрузок, что свидетельствует о его многократном срабатывании за время эксплуатации. Это явление является специфическим для АХР, т.к. в стремлении повышения производительности экипаж загружает максимально возможное количество химикатов, заправляя вертолет минимально необходимым количеством топлива для выполнения кратковременных (по 6-8 минут) производственных полетов.
    2. До момента столкновения вертолета с землей каналы измерения текущего уровня топлива в баке и сигнализации полной заправки бака датчика топливомера КЭС-2097Б, а также указатель топливомера КЭС-2097А были работоспособны.
    Из расчета, проведенного комиссией по расследованию АП, расход топлива при выполнении полетов 04.07.00 г. составил 234.5 литра за 58 минут ( летное время-36 минут, работа двигателей на земле -22 минуты). Документально подтвердить, какое количество топлива было фактически в топливном баке вертолета перед началом полетов, не представилось возможным из-за:
    - отсутствия бортового журнала (не был обнаружен на месте АН) и рабочей тетради авиатехника;
    - отсутствия записей об остатке ГСМ в журнале приема-передачи вертолета под охрану.
    - невыполнения указания МГА от 07.03.80г. N 122/У в части оформления требований на ГСМ, при последней дозаправке топливом вертолета RA-23213 01.07.2000г.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы вертолета Ми-2 RA-23213 явилось грубое приземление во время вынужденной посадки после самовыключения двигателей из-за полной выработки топлива в полете.
    Полная выработка топлива стала возможной в результате сочетания следующих факторов:
    - нарушение КВС требования п. 5.14.3 НПП ГА-85 о наличии на борту вертолета АНЗ не менее чем на 30 минут полета;
    - нарушение КВС требования п.3.1.1.04 РЛЭ вертолета Ми-2 "Определение количества заправляемого топлива";
    - отказ сигнализации об аварийном остатке топлива.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.