Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 а/к AZAL Helicopter у нефтяной платформы Гюнешли
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 октября 1997 г.
Страна:  Азербайджан
Место происшествия:  Каспийское море, близ нефтяной платформы Гюнешли
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  4К-24017
Авиакомпания:  AZAL Helicopter
 


Описание
    Экипаж выполнял полет по перевозке из аэропорта Баку работников на морскую буровую установку, находившуюся в акватории Каспийского моря в 91 км от аэропорта. При попытке выполнить посадку на площадку буровой установки вертолет потерял путевую управляемость, что выразилось в развитии интенсивного левого вращения вокруг вертикальной оси под действием реактивного момента несущего винта, возникшего при зависании после дополнительного отклонения КВС рычага управления общим шагом несущего винта вверх, необходимость которого определялась условиями повышенной турбулентности воздуха в районе площадки. Кроме того, произошла потеря эффективности рулевого винта в результате попадания вертолета в режим «вихревого кольца» при неблагоприятном боковом ветре справа и возможных вихревых и интерференционных процессах в зоне зависания вертолета. Вертолет столкнулся с водной поверхностью и затонул на удалении 50-100 м от площадки.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 18 17
На земле   0
Всего погибших 20


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС 4К-24017
Государство регистрации ВС Азербайджан
Дата выпуска ВС 1991
Заводской номер ВС 99150891
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания AZAL Helicopter
Государство регистрации авиакомпании Азербайджан
Пункт вылета Баку (Бина)
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Баку (Бина)
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Катастрофа вертолета произошла при попытке выполнения посадки на площадку буровой установки в результате потери путевой управляемости, выразившейся в развитии интенсивного левого вращения вертолета вокруг вертикальной оси, последующего столкновения с поверхностью моря и затопления ВС на глубине более 100 метров.
    Причиной потери путевой управляемости вертолета явилось сочетание следующих факторов:
    1) Самопроизвольное левое вращение вертолета под действием реактивного момента несущего винта, возникшего при зависании после дополнительного отклонения пилотом вверх рычага управления общим шагом несущего винта, необходимость которого определялась условиями повышенной турбулентности воздуха в районе площадки.
    2) Потеря эффективности рулевого винта в результате попадания его в начальной стадии возникшего левого вращения в режим «вихревого кольца» в условиях фактической ветровой обстановки, обусловленная боковым ветром справа (неблагоприятным для вертолета Ми-8) при возможных вихревых и интерференционных процессах в зоне зависания вертолета из-за обтекания ветром производственных сооружений, расположенных в западном секторе по отношении к посадочной площадке.
    Авиационному происшествию способствовало:
    - отсутствие в РЛЭ вертолета Ми-8 предупреждений экипажу о возможности и условиях возникновения самопроизвольного левого вращения вертолета и режима «вихревого кольца» на рулевом винте и действиях при этом;
    - отсутствие тренажера вертолета Ми-8 и недостаточность существующей методики проведения тренажа в кабине по отработке действий при отказе путевого управления, в принципе соответствующему попаданию рулевого винта в режим «вихревого кольца»;
    - недостаточное метеообеспечение наиболее сложного вида работ вертолетов в районах акватории Каспийского моря.
    Возникновение и интенсивное развитие особой ситуации в условиях ограниченных размеров и специфики размещения посадочных площадок на морских буровых установках, практически исключало возможность благоприятного исхода.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.