Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 а/к Кречет в Елизовском районе Камчатской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 сентября 1998 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Камчатская область, близ села Николаевка, Елизовский район
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-15685
Авиакомпания:  Кречет
 


Описание
    Пилот выполнял полет по перевозке пассажиров и груза по маршруту площадка "Излучина" - площадка "Асача" На борту находились три пассажира и 160 кг груза (по результатам контрольного взвешивания после авиационного происшествия). По предварительным расчетам, взлетная масса вертолета составляла 3540 кг и не превышала предельную для фактических условии взлета.
    Прогноз погоды по району полета не соответствовал ПВП. Однако КВС, имея эту информацию, принял решение следовать не по обходному маршруту, а напрямую (налет КВС по ППП 22ч 15мин). После взлета, набора высоты 100м и выхода на курс следования КВС запросил у диспетчера набор высоты 1500м (по метеопрогнозу нижняя кромка облачности была 400м, верхняя - 900м). Таким образом, при выполнении набора высоты вертолет вошел в облачность.
    В процессе набора высоты КВС непроизвольно начал увеличивать тангаж с целью увеличения вертикальной скорости, уделив основное внимание пилотированию по авиагоризонту, отвлекшись от контроля за приборной скоростью, которая начала уменьшаться. Вертикальная скорость набора увеличилась до 5,3 м/с.
    При достижении высоты около 740 м, по объяснениям КВС, он услышал слабый хлопок и почувствовал разбалансировку вертолета. Вертолет начал заваливаться в правый крен с разворотом влево и уменьшением тангажа на пикирование. Вертикальная и поступательная скорости снижения увеличились. Пытаясь удержать вертолет в нормальном положении, КВС продолжил разворот с правым креном на обратный курс.
    В этот момент произошло самовыключение обоих двигателей. Определив отказ двигателей и приняв решение производить посадку на режиме самовращения НВ, КВС для набора поступательной скорости и обеспечения оборотов НВ уменьшил шаг-газ до минимального и отдал ручку циклического шага от себя. Эти действия были ошибочными, т.к. для восстановления оборотов НВ требовалось взять ручку управления на себя со сбросом шаг- газа.
    Вынужденная посадка производилась на картофельное поле. На высоте 10-15 м поступательная скорость была погашена до значения не более 20 км/ч при угле танагажа около 15° на кабрирование. После торможения поступательной и вертикальной скоростей и провала оборотов НВ началось неуправляемое, практически вертикальное падение вертолета с возрастающей вертикальной скоростью, которая в момент столкновения с землей достигла величины 8-10 м/с. Первый удар о землю произошел рулевым винтом и концевой балкой с последующим полным разрушением вертолета.
    Двое из находившихся на борту пассажиров погибли на месте происшествия, третий скончался в больнице на следующий день, командир вертолета получил тяжелые травмы.
    Катастрофа произошла в 17 км от а/п Елизово с азимутом 205°.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-15685
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 5410950079
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Кречет
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что при наборе высоты 1 500 м КВС, вероятно, допустил падение поступательной скорости менее минимально допустимой (40км/ч), что привело:
    - к возникновению дефицита располагаемой мощности, подводимой на вал НВ, относительно потребной даже для горизонтального полета, ухудшению устойчивости и управляемости;
    - к уменьшению оборотов НВ (эффект перетяжеления).
    Вероятными причинами самовыключения двигателей в полете явились:
    - невключение подкачивающих насосов, что привело к падению оборотов одного из двигателей до режима отключения генераторов (КВС услышал хлопок);
    - раскрутка НВ до оборотов выше 90% в процессе снижения, что привело к увеличению скорости вращения свободных турбин до критического значения срабатывания автомата защиты турбины от раскрутки и самовыключению обоих двигателей.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа произошла в результате грубого приземления вертолета с многократно превышающей максимально допустимую разрушающей перегрузкой при выполнении вынужденной посадки на режиме самовращения НВ. Событие обусловлено сочетанием следующих факторов:
    - выполнение полета по спрямленному маршруту при нелетном прогнозе;
    - преднамеренный вход в облака с целью набора безопасной высоты полета при недостаточном опыте полетов по приборам;
    - ошибочные действия КВС при выполнении посадки на режиме самовращения НВ из-за недостаточной натренированности по выполнению таких посадок.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.