Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т Киренского АП в Катангском районе Иркутской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 июля 1998 г.
Время:  10:30
Страна:  Россия
Место происшествия:  Иркутская область, близ села Непа, Катангский район
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24746
Авиакомпания:  Киренское авиапредприятие
 


Описание
    30.07.98 г днем, в простых метеоусловиях, в процессе выполнения посадки на аэродроме Непа произошла катастрофа вертолета Ми-84 RA 24746 Киренского государственного авиапредприятия Восточно-Сибирского МТУ ФАС России. Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту Ербогачен-Ерёма-Преображенка-Непа-Надеждинск-Киренск. На борту ВС находились 11 взрослых пассажиров, один ребенок 2-х лет, авиатехник АиРЭО; выполнявший оперативное техническое обслуживание вертолета и внесенный в задание на полет, а также 80 кг ручной клади пассажиров. Полет выполнялся по заявке Ербогаченского отделения Иркутской базы авиационной охраны лесов.
    Экипаж провел предполетную подготовку для вылета в Киренск с посадкой в Надеждинске. О внесении летчиком-наблюдателем изменений в полетное задание и о необходимости посадки на аэродроме Непа командир ВС был поставлен в известность вторым пилотом в кабине вертолета перед вылетом.
    Полет до аэродрома Непа проходил на высоте 800 м без отклонении. При предпосадочной подготовке КВС информировал экипаж: "пилотирование и связь- слева, посадочная масса - 10500, метод посадки - в зоне". Принимая решение о выполнении посадки в зоне влияния "воздушной подушки", КВС не располагал информацией о том, что второй пилот неправильно рассчитал посадочную массу вертолета. Фактическая посадочная масса вертолета составляла 10896 кг, на 396 кг превысив рассчитанную вторым пилотом. В процессе снижения с эшелона до высоты 100 м командиром ВС были допущены ошибки в выдерживании параметров полета на режиме снижения. В район 4-го разворота вертолет был выведен на высоте, превышавшей установленную ИПП аэродрома Непа. С удаления 380 метров от намеченного экипажем места приземления заход осуществлялся на высоте, превышавшей на 50 метров установленную РЛЭ Ми-8 для захода на посадку в зоне влияния воздушной подушки. Проведенными расчетами установлено, что снижение с высоты 100 до 60 метров выполнялось со средней вертикальной скоростью 3.2 м/с. т.е. меньше требуемой для условии данного захода, что привело к увеличению отклонения от рекомендованной траектории снижения и не позволяло выполнить зависание в зоне влияния воздушной подушки. Скорость полета при этом уменьшилась со 110 до 50 км/ч. Учитывая создавшиеся условия, командир ВС в соответствии с требованиями п.п. 2.4.2 и 7.6.15 НПП ГА-85 в целях обеспечения безопасности полетов обязан был принять решение об уходе на второй круг, но о принятом решении экипаж не информировал. В результате нарушения взаимодействия и пассивности членов экипажа бортмеханик не запросил "Решение", а второй нилот при отсутствии решения КВС в нарушение требований п.п. 2.4.6. и 2.4.8. НПП ГА-85 и РЛЭ не выполнил уход на второй круг. В процессе снижения с высоты 50 м бортмеханик в нарушение требований РЛЭ и Технологии работы экипажа не докладывал командиру ВС о текущих значениях высоты, скорости полета и оборотах ИВ.
    На удалении около 100 м от намеченного экипажем места посадки высота полета составила 60 м, что практически исключало возможность производства посадки в зоне влияния воздушной подушки. Ситуация усугублялась тем, что посадочная масса вертолета на 246 кг превышала предельно допустимую для посадки вне зоны влияния воздушной подушки в конкретных условиях. Решая задачу гашения поступательной и вертикальной скоростей, КВС допустил ошибки в технике пилотирования, которые привели к перетяжелению несущего винта и энергичному снижению. Вертолет с вертикальной скоростью 5-8 м/с и практически нулевой поступательной скоростью столкнулся с поверхностью земли. В результате возникших при столкновении с землей разрушении конструкции вертолета и пожара погибли 6 пассажиров, 5 пассажиров и одни член экипажа получили серьезные телесные повреждения. Незначительные телесные повреждения получили 4 человека, в том числе 2 члена экипажа.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 12 6
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24746
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1984
Заводской номер ВС 98420017
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Киренское авиапредприятие
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Преображенск
Пункт назначения Непа
Начальный пункт маршрута Преображенск
Конечный пункт маршрута Киренск


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     Комиссией по расследованию события установлены факты нарушении членами экипажа и сотрудниками базы авиационной охраны лесов требований нормативных документов ГА. После выполнения лесоавиационных работ 27.07.98 г старший летчик-наблюдатель и командир ВС нарушили требования Руководства по этим работам и Инструкции МГА от 01.12.86 г № 66/И. Перед вылетом из аэропорта Ербогачен представителем "Заказчика" экипажу были переданы незаполненные бланки "Списка пассажиров" и "Справки о весе и свойствах груза". "Сопроводительная ведомость" экипажем не оформлялась. В нарушение требований Инструкции 66/И СОП загрузку вертолета не контролировала. В нарушение требований приказа МГА от 15.06.1970 г № 341 параграф 14 при вылете на посадочную площадку Ерема на борту вертолета находились пассажиры, не имевшие отношения к лесоавиационным работам. При оформлении сопроводительной ведомости в аэропорту Преображенка сотрудниками СОП не был отражен вес двух досаженных пассажиров и их ручной клади. В результате величина фактической коммерческой загрузки на 210 кг превышала указанную в сводной загрузочной ведомости. В нарушение требовании п.п. 2.4.6. и 2.4.8. НПП ГА-85 второй пилот не контролировал загружу вертолета. Командир ВС в нарушение требований п.п. 2.4.2 и 10.1.19 НПП ГА-85 от контроля за правильностью загрузки и расчета фактической посадочной массы вертолета самоустранился.
   
    В результате анализа действии должностных лиц, поисковых экипажей и аварийно-спасательных команд установлены факты, свидетельствующие о нарушении в Киренском авиапредприятии требовании НПП ГА-85, РПАСОП ГА-91 и РПСП ГА-86 в части организации поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов. В "Инструкции по производству поисковых и АСР в районе ответственности авиапредприятия" отсутствуют Приложения, необходимые для организации эффективного взаимодействия служб. Не решен вопрос обеспечения руководителя АСР связью с поисковыми ВС, НПСГ и ПДГ. Имеет недостатки схема оповещения расчетов. Нет инструкций экипажу дежурного ВС и смене ВПДГ. Экипажы ВС не в полной мере подготовлены к выполнению работ, дежурство обеспечивается с 8.00 до 20.00. Табельное имущество не укомплектовано. Не налажено взаимодействие между Киренскаэронавигацией и авиапредприятием в зоне ответственности РЦ.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа вертолета Ми-8Т RA 24746 явилась следствием ошибок, допущенных командиром ВС в технике пилотирования в процессе выполнения захода на посадку, невыполнения требований НПП ГА об уходе на второй круг при наличии значительных по величине отклонении от рекомендованной РЛЭ траектории захода для выполнения посадки в зоне влияния "воздушной подушки", выполнения посадки вне зоны влияния "воздушной подушки" с посадочной массой, превышавшей предельно допустимую для данных условии и нарушения взаимодействия членов экипажа при заходе на посадку.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.