Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8МТВ-1 а/к Халактырка на Камчатке
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 марта 1997 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Камчатская область, 11 км севернее н/п Ука, Корякский АО
Тип ВС:  Ми-8МТВ-1
Регистрация ВС:  RA-25171
Авиакомпания:  Халактырские авиалинии
 


Описание
    Экипаж вертолета выполнял транспортно-связной полет по маршруту Анавгай - Оссора. На борту вертолета кроме экипажа находилось двое сопровождающих и 2456 кг груза. Взлетный вес и центровка не выходили за установленные ограничения.
    На предполетной подготовке экипаж не запросил прогноз погоды и не проанализировал метеоусловия на маршруте, чем нарушил требования п.п. 3.6.6., 3.6.8. и 4.4.16. НПП ГА-85.
    По району полетов прогноз погоды предусматривал: видимость 3000 метров, ливневый снег, нижняя граница облаков 300 метров, верхняя граница 4000 метров, в облаках умеренное обледенение, в слое 0-3000 метров сильная турбулентность, т.е. метеоусловия не соответствовали требованиям для полетов по правилам визуальных полетов (ПВП) в горной местности.
    После взлета экипаж у диспетчера местного диспетчерского пункта (МДП) прогноз погоды не запросил и, не имея прогноза, не зная фактической погоды на маршруте, в нарушение требований п.п.5.5.1. и 10.1.9. НПП ГА-85 принял решение на выполнение полета.
    В связи с тем, что по установленной схеме передача метеоинформации экипажам прогнозов погоды с МДП Петропавловск-Камчатский предусмотрена только по запросу с борта воздушного судна (ВС), диспетчер МДП не сообщил экипажу вертолета о несоответствии прогнозируемых по району полетов метеоусловиях правилам полетов по ПВП.
    Полет выполнялся на высоте около 400 метров. Через час после взлета экипаж вертолета встретил погодные условия, исключающие полет по ПВП. Об ухудшении метеоусловий КВС органу УВД не доложил, как того требует п.5.3.15 НПП ГА-85, а диспетчер МДП Петропавловск-Камчатский Ротов С.В., получив от смежного органа УВД информацию об ухудшении погоды на маршруте, не сообщил об этом экипажу вертолета, нарушив тем самым требования п.5.3.16 НПП ГА-85 и п.1.6.3. Технологии работы диспетчеров службы движения гражданской авиации.
    В нарушение требований п.п.5.3.11. и 5.3.13 НПП ГА-85 командир вертолета, встретив метеоусловия, не соответствующие требованиям для полета по ПВП, на пилотирование по приборам не перешел, на 180° не развернулся, безопасного эшелона не набрал, а предпринял попытки установить визуальный контакт с наземными ориентирами, допустив снижение ниже приборной безопасной высоты. Полет в облаках выполнялся с беспорядочными курсами и недопустимыми маневрами, при этом высота менялась от 20 до 220 метров, угол тангажа от 12° на пикирование до 14,5° на кабрирование, крен достигал 45°. В результате, при выполнении очередного маневра вне видимости наземных ориентиров, вертолет столкнулся с заснеженной поверхностью земли, разрушился и сгорел.
    Командир вертолета и один из сопровождавших груз погибли, остальные из находившихся на борту получили серьезные телесные повреждения.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 2 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8МТВ-1
Регистрационный номер (id) ВС RA-25171
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1990
Заводской номер ВС 95480
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Халактырские авиалинии
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Анавгай
Пункт назначения Оссора
Начальный пункт маршрута Анавгай
Конечный пункт маршрута Оссора


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     В ходе расследования катастрофы выявлено, что установка индекса опасной высоты на индикаторе радиовысотомера в данном полете экипажем не производилась.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа вертолета Ми-8МТВ-1 RA-25171 произошла в результате выполнения экипажем недозволенных эволюции на высоте ниже безопасной в сложных метеоусловиях с целью восстановления визуального контакта с наземными ориентирами и явилась следствием сочетания следующих факторов:
    - принятие экипажем решения на выполнение задания без прогноза погоды и без анализа метеоусловий по маршруту, чем были нарушены требования п.п. 3.6.6., 3.6.8., 4.4.16., 5.5.1. и 10.1.9. НПП ГА-85;
    - нарушение экипажем вертолета требований п.п. 5.3.11 и 5.3.13 НПП ГА-85, выразившееся в принятии решения на продолжение визуального полета после попадании в метеоусловия ниже минимума для выполнения визуальных полетов;
    - потеря командиром вертолета пространственной ориентировки на последнем этапе полета;
    - снижение ниже безопасной высоты и маневрирования с большими углами крена и тангажа для восстановления детальной ориентировки.
    - нарушение диспетчером МДП требований п.5.3.16. НПП ГА-85 и п.1.6.3. Технологии работы диспетчеров службы движения гражданской авиации, выразившееся в том, что он не сообщил экипажу информацию об ухудшении метеоусловии по маршруту полета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.