Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Вологодского авиапредприятия в Грязновецком районе
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 ноября 2005 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Вологодская область, между пос. Нефедово и Бакланка
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-14271
Авиакомпания:  Вологодское авиапредприятие
 


Описание
    17.11.05г. КВС на вертолете Ми-2 RA-14271, днем по ПВП, выполнял транспортно-связной полет по заявке заказчика ООО «Севергазпром» по техническому обслуживанию участка магистрали газопровода Ухта - Торжок.
    На борту вертолета находилось: второй КВС Вологодского авиационного предприятия и служебные пассажиры - инженеры службы связи ООО «Севергазпром».
    Предварительная подготовка командира вертолета проводилась 02.10.05. вместе с бортмехаником. Предварительная подготовка второго КВС проводилась 29.10.05г. Предварительная подготовка - под руководством командира звена и старшего штурмана авиационного отряда в объёме подготовки ОЗП к полетам по местным воздушным линиям, по трассе газопровода на территории Вологодской, Ярославской, Архангельской областей и по видам работ.
    Предполетная подготовка экипажа к вылету 17.11.05 г. с вертолетной площадки «Ростилово» компрессорной станции № 17 Грязовецкого линейно-производственного управления магистрального трубопровода проведена командиром вертолета. В соответствии с поданной заявкой на полет № 196 время вылета было запланировано на 06ч 00 мин.
    Предполетный медицинский осмотр члены экипажа не проходили. В соответствии с требованием п. 4.12.5. НПП ГА-85 решение о допуске членов экипажа к полету принимал КВС.
    В 04ч 46мин. KBС по телефону получил метеорологическую консультацию у дежурного синоптика авиаметеорологической станции Вологда. Прогноз погоды по площадям метеорологического обеспечения полетов в Вологодском районе авиационных работ не препятствовал выполнению задания на полет. Опасных метеоусловий в районе авиационных работ, обход которых невозможен, не наблюдались и не прогнозировались.
    Оперативное техническое обслуживание ВС проводилось авиатехником АТБ ООО «Вологодского авиационного предприятия».
    Получив по телефону диспетчерское разрешение на вылет, КВС принял вертолет от авиатехника. Замечаний не было. Взлетный вес вертолета и центровка не выходили за летные ограничения. Решение на вылет было принято обосновано.
    В 06ч 10мин. экипаж с 4 служебными пассажирами Заказчика произвели взлет для аэровизуального обследования участка магистрального газопровода Ростилово - Переход. Активное пилотирование на всех этапах полета осуществлял КВС. Второй KBС во время полета находился в кресле правого пилота, при этом ручка циклического шага находилась в нерабочем (убранном) положении.
    В 08ч 25мин. KBС, после осмотра газопровода, произвел посадку на вертолетную площадку «Ростилово».
    Авиатехник выполнил оперативное техническое обслуживание ВС по форме АБД, оформил карту - наряда № 190. Остаток топлива в топливном баке 240 литров и вертолет был дозаправлен топливом ТС-1 с противообледенительной жидкостью «И-М» до 840 литров.
    Три служебных пассажира - инженеры службы связи Грязовецкого ЛПУ МГ были проинструктированы по правилам техники безопасности при посадке, высадке в ВС и в полете. На вертолете был загружен баллон со сжатым воздухом.
    В 10ч 06мин, экипаж произвел взлет с вертолетной площадки «Ростилово» для выполнения авиационных работ на участке магистрального газопровода Ростилово - Коза с посадками по маршруту следования. Взлетная масса и центровка вертолёта не выходили за ограничения РЛЭ вертолета Ми-2. После взлета экипаж выполнил запланированную посадку на площадку подобранную с воздуха. На площадке экипаж находился около 10 минут двигатели вертолета не выключались.
    По результатам опроса второго КВС установлено, что взлет вертолета с площадки был произведён в 10ч 30-35мин. Замечаний к работе авиационной техники не было. При полете по маршруту все противообледенительные системы вертолета были включены. Полет выполнялся на истиной высоте 100 метров, скорость 140 км/ч. По заявлению второго КВС в полете командир вертолета не мог установить связь с диспетчером Ярославля и принял решение набрать высоту, без входа в облачность.
    В наборе высоты экипаж услышал «хлопок» в верхней части фюзеляжа. По показаниям второго КВС, начавшаяся вибрация вертолета не позволила оценить состояние работы двигателей и систем. Второй КВС в своих объяснительных отмечает появление искр, летящих сверху слева от него в район педалей правого пилота.
    По показаниям второго КВС, вертолет перешел на снижение и с некоторой поступательной скоростью столкнулся с деревьями лесного массива высотой до 30 метров.
    В результате возник пожар на месте авиационного происшествия, значительная часть вертолета сгорела.
    Погиб один член экипажа и три служебных пассажира. Второй КВС получил серьёзные телесные повреждения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-14271
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 21.05.1991
Заводской номер ВС 5311224051
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Вологодское авиапредприятие
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП      Катастрофа вертолета произошла из-за столкновения вертолета с деревьями при вынужденной посадке вертолета на лес из-за последовательного отказа двух двигателей в полете.
    Отказ правого двигателя произошел из-за разрушения свободной турбины двигателя и обусловлен снижением прочностных характеристик вала из-за его повышенного трения о заклиненную лабиринтную втулку вследствие коксования масла из-за нарушения герметичности газосборника.
    Нарушение герметичности газосборника произошло из-за возникновения усталостной трещины по границе сварного шва приваривания корпуса маслофорсунки к стенке газосборника.
    Возникновение усталостной трещины по границе сварного шва является следствием наличия концентратора напряжений в зоне перехода корпуса маслофорсунки к тонкой стенке газосборника из-за нарушения требований чертежа на сваривание данных деталей. Дефект конструктивно-производственный.
    Отказ левого двигателя в полете обусловлен падением давления топлива в магистрали высокого давления вследствие удара фрагментом диска свободной турбины от разрушенного правого двигателя.
    К факторам, которые обусловили авиационное происшествие, следует отнести:
    - дефицит высоты полета для перехода несущего винта на режим авторотации и погашения поступательной скорости;
    - отсутствие навыков у лётного состава в выполнении посадки с двумя отказавшими двигателями.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации МАК






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.