Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-76ТД Ульяновского Центра ГА СЭВ в районе а/п Ленинакан
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 октября 1989 г.
Время:  01:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Армянская ССР, близ а/п Ленинакан
Тип ВС:  Ил-76ТД
Регистрация ВС:  СССР-76466
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Ульяновский Центр ГА СЭВ
 


Описание
    Экипаж в составе инструкторов и слушателей Ульяновского Центра ГА СЭВ выполнял учебный полет, совмещенный с перевозкой 37 200 кг груза для пострадавших от землетрясения районов Армении. На борту находилось 5 сопровождающих груз. Полет выполнялся на эшелоне 9 600 м. В 01:15 мск экипаж приступил к снижению с отключенным автопилотом на приборной скорости 520 км/ч и со средней вертикальной скоростью 12 м/с. До входа в зону а/п Ленинакан полет проходил без отклонений.
    В 01:24:57 экипаж доложил о занятии высоты 4 200 м и получил разрешение диспетчера ДПП снижаться до 3 000 м. Снижение выполнялось со средней вертикальной скоростью 8 м/с.
    В процессе снижения на высоте 3 300 м экипаж перешел на связь с диспетчером круга, доложив о выбранной схеме захода (директорный режим) и о наличии информации о давлении на аэродроме посадки (637 мм. рт. ст.). Диспетчер круга сообщил экипажу эшелон перехода 3 000 м, уточнил давление аэродрома 636 мм рт. ст. ( «Шура-три-Шура») и разрешил дальнейшее снижение к третьему развороту до 1 100 м по установленной схеме (МКп=19°). Экипаж подтвердил полученную информацию и разрешение на дальнейший заход.
    На эшелоне перехода 3 000 м экипаж ошибочно установил давление аэродрома на высотомерах 736 мм. рт. ст. вместо фактического 636 мм рт. ст., что привело к завышению показаний высоты на 1 100 м.
    Продолжая дальнейшее снижение с МК=172° с выпущенными спойлерами со средней вертикальной скоростью 10 м/с, в районе третьего разворота на геометрической высоте 270 м и при радиальном удалении от аэропорта 18 км начала срабатывать звуковая сигнализация опасного сближения с землей (ССОС), которая сигнализировала в течение 19 секунд. Через 3 секунды после начала срабатывания ССОС диспетчер передал указание на снижение до 800 м к четвертому развороту. Экипаж подтвердил и приступил к выполнению разворота со снижением. Ошибку в установке давления обнаружил бортинженер за 10 секунд до столкновения (на 15-й секунде срабатывания ССОС) и воскликнул "У нас давление 736, 736 давление!". Каких-либо экстренных действий на прекращение снижения, как этого требует РЛЭ Ил-76, экипаж не принял. За 6 секунд до столкновения с землей срабатывание ССОС прекратилось. Вертикальная скорость снижения была уменьшена до 3 м/с. За 1 сек до столкновения с землей штурвал был резко взят на себя (отклонение руля высоты на 10°).
    Самолет в процессе выполнения третьего разворота в 01:30:14 столкнулся с землей в полетной конфигурации (спойлеры выпущены, шасси убрано, режим двигателей - малый газ) с приборной скоростью 440 км/ч, разрушился и сгорел.
    Фактическая погода а/п Ленинакан за 01:32 – ветер (до Н=3 000м) - тихо, видимость более 5 км, температура у земли +4°С, давление у земли 636 мм рт. ст., горы закрыты.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 10 10
Пассажиры 5 5
На земле  
Всего погибших 15


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-76ТД
Регистрационный номер (id) ВС СССР-76466
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 08.09.1982
Заводской номер ВС 0023440153
Наработка ВС (часы) 2053
Наработка ВС (циклы) 2193
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Ульяновский Центр ГА СЭВ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ульяновск (Баратаевка)
Пункт назначения Ленинакан (Гюмри)
Начальный пункт маршрута Ульяновск (Баратаевка)
Конечный пункт маршрута Ленинакан (Гюмри)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа самолета явилась следствием следующих отклонений в действиях экипажа:
    - ошибка в установке на барометрических высотомерах левого и правого пилотов давления аэродрома посадки (736 мм.рт.ст. вместо фактического 636 мм.рт.ст.), что привело к завышению показаний высотомеров на 1 100 м и снижению самолета ниже безопасной высоты в районе третьего разворота;
    - неиспользования задатчиков радиовысотомеров "Опасная высота", что лишило экипаж дополнительной информации о нарушении заданной высоты полета;
    - невыполнения рекомендаций РЛЭ Ил-76 по экстренному переводу самолета в набор высоты при срабатывании ССОС.
    Указанные отклонения вызваны сочетанием следующих факторов:
    - на левом пилотском кресле находился КВС-инструктор, который выполнял полет на горный аэродром Ленинакан впервые.
    - на правом пилотском кресле находился пилот-слушатель, выполнявший первый полет на самолете Ил-76 после окончания теоретического курса обучения.
    - проверяющий, являющийся старшим на борту, не обеспечил контроль за работой членов экипажа и не предотвратил их ошибочные действия;
    - расположение пилотов исключало возможность активного вмешательства в управление;
    - неудовлетворительное взаимодействие членов экипажа, выраженное в невыдерживании горизонтального полета при установке значения давления аэродрома на эшелоне перехода, а также формальное выполнение операций по контрольной карте обязательных проверок;
    - недостаточная профессиональная подготовка пилотов по экстренным действиям при срабатывании сигнализации опасного сближения с землей.
    - предварительная подготовка к полету была проведена формально, что не позволило закрепить у членов экипажа четкие знания особенностей аэродрома и высот полета, установленных схемой захода на посадку.
    Безответственное отношение проверяющего к своим служебным обязанностям явилось результатом отсутствия должного контроля за уровнем методической подготовки и дисциплины командно-летного состава в летно-методическом отделе Центра ГА СЭВ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.