Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т а/к Ямал близ пос. Вынгапуровский, ЯНАО
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  05 августа 2004 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Тюменская область, ЯНАО, 2 км от пос. Вынгапуровский, Пуровский район
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-06174
Авиакомпания:  Ямал
 


Описание
    Экипаж выполнял лесоавиационные работы с целью патрулирования по обнаружению лесных пожаров и для доставки десантников-пожарных к месту пожара и обратно. Данным составом экипажа на вертолете Ми-8Т RA-06174 выполнялись аналогичные полеты 2, 3, 4 августа 2004 г., замечаний по работе авиационной техники у экипажа не было. На борту вертолета находилось 13 пассажиров (один из них неоформленный) и, согласно сопроводительным документам, 100 кг груза. Анализ обнаруженного обгоревшего груза позволил предположить, что масса груза составляла порядка 300 кг. На борту вертолета находился незаявленный опасный груз (бензин, охотничьи патроны). Контроль груза и багажа в аэропорту Ноябрьск не производился. Через 22 минуты полета экипаж вертолета доложил о выходе из зоны МДП Ноябрьск и получил указание работать с вспомогательным местным диспетчерским пунктом (ВМДП) Радужного. Полет выполнялся на истинной высоте 150 - 160 м (300 м по приведенному к уровню моря минимальному давлению). Анализ выписки речевой информации, спокойные служебные переговоры экипажа по СПУ свидетельствовали о том, что полет проходил в штатном режиме, без отклонений. При пролете траверса поселка Вынгапуровский (на 30-ой минуте полета), по показаниям свидетелей и очевидцев, вертолет выполнил отворот вправо (в сторону вертолетной посадочной площадки) с резким снижением и, не долетая площадки, столкнулся с деревьями и земной поверхностью. В результате столкновения с землей вертолет полностью разрушился и частично сгорел. Экипаж и пассажиры погибли. Комиссией установлено, что столкновение вертолета с земной поверхностью произошло с тангажом на пикирование около 45°, при этом правый крен вертолета был не более 5°, вертикальная скорость снижения составляла около 10 м/с.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 13 13
На земле   0
Всего погибших 16


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-06174
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1985
Заводской номер ВС 8588
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Лесоавиационный
Авиакомпания Ямал
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Ноябрьск
Пункт назначения Ноябрьск
Начальный пункт маршрута Ноябрьск
Конечный пункт маршрута Ноябрьск


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     - за весь период нахождения на авиационном заводе ОАО "У-УАЗ" (г. Улан-Удэ) вертолета Ми-8Т RA-06174 (с 19.03.1998 по 25.09.2002) в формуляре вертолета отсутствуют записи по его хранению и консервации, а также по выполнению работ, предписанных Регламентом технического обслуживания при хранении;
    - при капитальном ремонте вертолета Ми-8Т RA-06174 на ФГУП "810 АРЗ" (г. Чита) гидроусилители КАУ-30Б N Н045430613 и N Н103400954 были установлены соответственно в каналах управления по крену и общего шага, хотя в соответствии с записью в Перечне агрегатов, установленных на вертолете, и формуляром вертолета гидроусилители должны были быть установлены наоборот;
    - в нарушение п. п. 9.1.1, 9.2.1 "Руководства по производству досмотра пассажиров, членов экипажа ГВС, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов" (от 21.11.1995 N 102 Минтранса РФ), п. п. 2.2, 7.6 "Инструкции по пропускному режиму в Ноябрьском филиале ОАО "Авиакомпания ЮТэйр", п. п. 7, 11 "Инструкции о порядке оформления перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных судах при выполнении авиационных работ в народном хозяйстве" диспетчер отдела авиационных работ, осуществляющий контроль загрузки вертолета и посадки пассажиров, допустил вылет с неоформленным пассажиром и незаявленным опасным грузом;
    - в нарушение п. 7 "Инструкции о порядке оформления перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных судах при выполнении авиационных работ в народном хозяйстве" (МГА от 01.12.1986 N 66И) в аэропорту Ноябрьск не производилось взвешивание груза десантно-пожарной группы;
    - в нарушение п. 2.4.4 НПП ГА-85 командир ВС допустил несоответствие фактического количества пассажиров на борту ВС количеству, указанному в перевозочных документах (сводной загрузочной ведомости);
    - в системе наземного топливообеспечения Ноябрьского филиала ОАО "Авиакомпания ЮТэйр" на поверхности фильтрующего материала фильтра ТФ-10 ТЗ-22 обнаружено большое количество загрязнений в виде натуральных волокон (типа хлопок).
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа вертолета Ми-8Т RA-06174 произошла в результате потери продольной управляемости из-за нарушений в работе комбинированного агрегата управления КАУ-30Б, что привело к возникновению повышенных усилий на ручке управления, непреднамеренному снижению вертолета и, в условиях дефицита высоты, столкновению его с препятствием.
    Нарушение работоспособности агрегата КАУ-30Б продольного управления обусловлено возникновением в условиях действия эксплуатационных нагрузок повышенных сил трения (схватывания) в золотниковой паре (золотник ручного управления - гильза) из-за отклонений от параллельности (плоскостности) геометрии рабочих поверхностей золотника ручного управления и ответных им поверхностей гильзы.
    По результатам исследований в 13 Государственном научно-исследовательском институте Министерства обороны РФ установлено:
    - в процессе капитального ремонта на ФГУП "810 АРЗ" золотниковая пара (золотник-гильза) КАУ-30Б, установленного в канале продольного управления, не менялась на 1-ю категорию, хотя на деталях золотниковой пары при выполнении дефектации были обнаружены недопустимые риски на рабочих поверхностях и указанные детали подлежали замене. В деле ремонта указано, что золотниковая пара заменена на 1-ю категорию, но маркировка золотниковой пары соответствует маркировке при выпуске с завода-изготовителя, т.е. золотниковая пара не менялась;
    - комплектовочные паспорта с указанием номера золотниковой пары и фактических комплектовочных размеров с учетом ремонтных допусков в деле ремонта отсутствуют.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.