Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т а/к Сочиспецавиа над Черным морем
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 ноября 1997 г.
Время:  19:30
Страна:  Россия
Место происшествия:  Краснодарский край, Черное море, 2,5 км от берега между Сочи и Лазаревским
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-22797
Авиакомпания:  Сочиспецавиа
 


Описание
    Экипаж вертолета выполнял аварийно-спасательные работы (АСР) по оказанию помощи рыбакам, терпящим бедствие в море. Кроме экипажа на борту вертолета находилась группа спасателей в количестве 9 человек. В одном из заходов, в сторону терпящего бедствие баркаса, вертолет столкнулся с водной поверхностью и затонул. Второй пилот и 4 спасателя погибли.
    Фактическая и прогнозируемая погода по маршруту и в районе работы соответствовала метеоминимуму командира ВС и не препятствовала выполнению задания. Взлетный вес и центровка не выходили за установленные ограничения.
    Экипаж имел допуск к ночным полетам и был подготовлен к выполнению поисковых и аварийно-спасательных работ только в дневное время. Допуск экипажа к выполнению АСР в ночное время был просрочен.
    Вертолет был оборудован лебедкой с недостаточной грузоподъемностью (150 кг) для подъема двух человек, как того требует Руководство ПАСОП ГА-91 г. Кроме того, вертолет не был оборудован поисковыми фарами, в нарушение требований п.11.2.3. НПП ГА-85.
    Начальник аэропорта Сочи принял решение о вылете дежурного вертолета на АСР по заявке начальника поисково-спасательной службы МЧС. При этом руководитель по АСР от аэропорта назначен не был, задача экипажу вертолета не ставилась, условия проведения АСР, соответствие подготовки экипажа и оборудования вертолета предполагаемым работам не анализировались.
    Координация действий при аварийно-спасательных работах между авиапредприятием и другими организациями (МЧС, пограничной службой, местными органами управления, МВД) со стороны руководства авиапредприятия не производилась. О недостатках в организации поисковых и аварийно-спасательных работ в аэропорту Сочи свидетельствует и тот факт, что на борту вертолета, вопреки рекомендациям п.11.2.3 НПП ГА-85, вместо двух - трех человек находилось 9 спасателей, в чем не было необходимости, так как предполагалось оказание помощи четырем рыбакам.
    В соответствии с требованиями п.2.2.2. Руководства по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов (РПАСОП-ГА-91) управление организацией АСР в районе ответственности предприятия ГА должно осуществляться руководителем предприятия через начальника службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), а непосредственное руководство возлагается на руководителя АСР, назначаемого из лиц командно-летного состава приказом руководителя предприятия ГА.
    Фактически руководство поисково-спасательными работами непосредственно на месте осуществлял представитель МЧС.
    Через 16 минут после взлета и полета на заданной высоте вертолет вышел к району расположения судна, терпящего бедствие. Ориентируясь на луч берегового прожектора пограничного поста, командир ВС с высоты 150 м приступил к снижению и гашению скорости. Скорость снижения составляла 2,5...3 м/сек. При повторном заходе, будучи уверенным в том, что заход выполняется против ветра, КВС не увеличивал режим работы двигателей, что необходимо было сделать при фактическом попутно-боковом ветре справа 6 м/сек.
    По показаниям КВС при подходе к баркасу на высоте около 50 м он был ослеплен лучом берегового прожектора пограничного поста и полностью потерял контакт с водной поверхностью и приборами. Кроме того, начальник поисково-спасательного отряда МЧС, в нарушение требований командира ВС "Без команды ничего не делать," через открытую дверь грузовой кабины выпустил одну за другой четыре осветительные ракеты для освещения судна, которые также способствовали потере визуального контакта с водной поверхностью. Пытаясь прекратить снижение, КВС увеличил общий шаг несущего винта на 1...2 градуса, однако этого оказалось недостаточно и вертолет продолжал снижение до столкновения с водной поверхностью.
    Установлено, что на борту вертолета имелось достаточное количество индивидуальных средств спасения, которые не использовались экипажем и спасателями. Объективно оценить действия экипажа на конечном этапе полета не представилось возможным из-за отсутствия информации о последних 10 секундах полета вследствие повреждения последнего участка пленки САРПП-12 Д1М.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 9 4
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-22797
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 29.09.1983
Заводской номер ВС 98315159
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Поисково-спасательный
Авиакомпания Сочиспецавиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Сочи (Адлер)
Пункт назначения Сочи (Адлер)
Начальный пункт маршрута Сочи (Адлер)
Конечный пункт маршрута Сочи (Адлер)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось сочетание следующих факторов:
    - неудовлетворительная организация и проведение аварийно-спасательных работ в аэропорту Сочи;
    - неподготовленность экипажа и вертолета к выполнению аварийно-спасательных работ ночью над водной поверхностью, приведшая к ошибке в технике пилотирования, выразившейся в несвоевременных действиях КВС по предотвращению снижения вертолета при зависании над водной поверхностью с попутно-боковым ветром справа;
    - вероятная потеря экипажем визуального контакта с водной поверхностью и приборами вследствие его ослепления лучом берегового прожектора и осветительными ракетами;
    -отсутствие координации действий экипажа и старшего группы спасателей при выполнении аварийно-спасательных работ.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.