Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-6А а/к Тюменьавиатранс близ Надыма
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  01 июля 1994 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Тюменская область, ЯНАО, 38 км от Надыма
Тип ВС:  Ми-6А
Регистрация ВС:  RA-21040
Авиакомпания:  Тюменьавиатранс
 


Описание
    Экипаж Салехардского филиала а/к Тюменавиатранс выполнял транспортно-связной полет без груза и пассажиров по маршруту Салехард-Надым.
    После взлета в 03:28 UTC в а/п Салехард экипаж взял курс на Надым, выполняя горизонтальный полет на высоте 500 м в простых метеоусловиях.
    По показаниям экипажа, через несколько минут после входа в зону УВД а/п Надым в полете возник посторонний шум (скрежет) в районе левого двигателя, одновременно началась сильная вибрация вертолета. Показания указателя трансмиссии левого двигателя ИВ-200 превысили предельные значения. Сработало табло «Вибрация трансмиссии левого двигателя». Бортмеханик, оценив ситуацию, произвел выключение левого двигателя стоп-краном.
    В это время вертолет уже находился на высоте 400 м со скоростью полета 195 км/ч.
    Через 13 сек. после выключения двигателя сработала сигнализация «Пожар левого двигателя». КВС принял решение о немедленном выполнении вынужденной посадки и довернул вертолет вправо, против ветра. В момент начала пожара высота полета уменьшилась до 300 м, скорость составляла 180 км/ч, угол тангажа около 5°, обороты НВ – 99%.
    В процессе маневра бортмеханик применил последовательно обе очереди включения системы пожаротушения, что не дало необходимого эффекта, пожар продолжался.
    Приземление вертолета произошло без вертикальной перегрузки с незначительной скоростью, без крена с углом тангажа около 13°.
    Выполнив операции по выключению правого двигателя и обесточиванию вертолета, экипаж благополучно покинул горящий вертолет. Попытки экипажа потушить пожар подручными средствами закончились безуспешно. Вертолет практически полностью был уничтожен огнем.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники, недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-6А
Регистрационный номер (id) ВС RA-21040
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 28.09.1976
Заводской номер ВС 0604
Наработка ВС (часы) 14152
Наработка ВС (циклы) 16398
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Тюменьавиатранс
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Салехард
Пункт назначения Надым
Начальный пункт маршрута Салехард
Конечный пункт маршрута Надым


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Осмотр элементов конструкции вертолета и его силовой установки на месте происшествия позволил сделать вывод, что пожар в воздухе возник в районе прохождения трансмиссии левого двигателя через выхлопную трубу, о чем свидетельствовали следы сгоревшего масла на корпусе наружной оболочки выхлопной трубы вокруг места крепления к ней цилиндрического кожуха трансмиссии.
    При разборке корпуса выхлопной трубы и конструкции трансмиссии в условиях АТБ Надымского ОАО было выявлено разрушение корпуса трансмиссии по окружности в районе установки термопары переднего подшипника среднего вала.
    После снятия корпуса было обнаружено полное разрушение (отсутствие на посадочном месте) переднего шарикоподшипника среднего вала.
    Разрушение подшипника и последующее разрушение корпуса трансмиссии явилось причиной возникновения в полете сильной вибрации. Вытекание масла из разрушенного подшипника через разрушенный корпус и попадание его в зону высоких температур газовоздушного тракта двигателя привело к возникновению пожара на левом двигателе. Отсутствие непосредственно в этой зоне коммуникаций системы пожаротушения обусловило неэффективность ее применения экипажем.
    За период с 1980 г при эксплуатации вертолетов Ми-6 (А) в ГА и ВВС зафиксировано более 35 случаев разрушения переднего подшипника трансмиссии. В 14 случаях в полете возникал пожар. 6 из этих случаев закончились полным уничтожением ВС огнем.
    Проведенными исследованиями было установлено, что разрушение переднего подшипника происходит в результате воздействия на него нерасчетных нагрузок, обусловленных, прежде всего, работой трансмиссии в условиях недопустимых значений несоосности двигателей Д-25В и редуктора В-7.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: авиационное происшествие с вертолетом Ми-6А №21040 явилось следствием разрушения в полете переднего подшипника среднего вала трансмиссии левого двигателя и ее корпуса, в результате чего из-за воспламенения вытекающего масла в выхлопной трубе двигателя возник пожар, в процессе развития которого конструкция вертолета была уничтожена после выполнения экипажем вынужденной посадки.
    Разрушение подшипника произошло вследствие его работы в условиях действия нерасчетных нагрузок, обусловленных, наиболее вероятно, эксплуатацией трансмиссии с превышением допустимой несоосности валов двигателя и редуктора из-за чрезмерной деформации планера в полете, что является известной особенностью конструкции вертолета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.