Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-40 Узбекского УГА в а/п Ташкент-Южный
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 января 1987 г.
Время:  06:11
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Ташкент (Южный)
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  СССР-87618
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское УГА, Ташкентский ОАО
Рейс:  У-505
 


Описание
    Экипаж выполнял почтово-грузовой рейс У-505. На борту находились 5 взрослых пассажиров, 4 члена экипажа, 1200 кг почты и 35 кг ручной клади. Взлетная масса самолета составляла 14 422 кг, центровка 18,3% САХ, что не выходило за установленные РЛЭ ограничения.
    Во время предстартовой подготовки экипаж допустил поспешность и вместо установленного приказом МГА времени для запуска и технологических операций не менее 5 минут затратил 1 мин. 28 сек. Эти поспешные действия экипажа были вызваны неудовлетворительной организацией работы службы перевозок Ташкентского авиапредприятия, связанные с поздней загрузкой самолета почтой в 05:00 мск (06:00 мест. вр.) при вылете рейса У-505 по расписанию в 04:55.
    Взлет производился ночью в ПМУ с левой ВПП с МК=77°. На предварительном старте экипаж выполнил проверку рулей управления, отклонив их не на полный ход, в нарушение РЛЭ. В 05:09:09 от РД №2 начал разбег самолет Ил-76 №76482. В 05:09:40 он прошел мимо РД №3 и вскоре произвел отрыв. В 05:09:47 экипаж запросил у диспетчера старта разрешение занять исполнительный старт от РД №3. На исполнительном старте КВС в нарушение РЛЭ произвел вывод двигателей на взлетный режим без остановки на ВПП. Взлет Як-40 №87618 производился в 05:10:24 вслед за взлетом самолета Ил-76 №76482 с интервалом (по докладам экипажей) в 1 мин. 15 сек. Положение стабилизатора соответствовало фактической центровке и составляло -4,5° (на кабрирование). На внешнюю связь после доклада о готовности к взлету экипаж не выходил. В момент начала разбега Як-40 самолет Ил-76 находился на высоте 150 м на удалении 3 300 м от него. В процессе разбега в 05:10:53 на Vпр=180 км/ч был произведен подъем носового колеса. Отрыв произведен на удалении 2 250 м от торца ВПП на Vпр=195 км/ч (что соответствует рекомендациям РЛЭ). Точка отрыва находилась на 50 м дальше точки отрыва Ил-76. После отрыва самолет был сбалансирован по всем трем каналам (тангаж, крен, курс). За 5,5 сек до начала особой ситуации убраны шасси. Интервал времени между отрывом Ил-76 и отрывом Як-40 составил 1 мин. 16 сек. В момент отрыва Як-40 самолет Ил-76 находился на высоте 480 м на удалении около 5 400 м от него. В процессе разбега и начального набора высоты отклонения органов управления и параметры движения были нормальными. В 05:11:04 на высоте 15-20 м на Vпр=230 км/ч и угле атаки 5-6° началось кренение самолета влево. Для парирования крена (12,5-13,5°) экипаж отклонил элероны от аэродинамической нейтрали за 1 сек. Несмотря на отклонение элеронов, крен продолжал интенсивно увеличиваться (с угловой скоростью 18-20°/сек). В момент начала кренения Як-40 самолет Ил-76 находился на удалении от него около 6 200 м на высоте 600 м. В процессе увеличения крена вертикальная перегрузка изменялась в пределах от 0,4 до 1,4 ед., отмечено отклонение руля высоты до 4° на кабрирование, руля направления до 7° вправо. Величина курса в течение 5 сек. составляла 73° с резким его изменением за последнюю секунду до 56°. За 1,2 сек. до отключения МСРП крен достиг 63°. Дальнейшее увеличение крена на МСРП не отмечается из-за выхода датчиков крена на упор. В 05:11:10 с креном (вероятно) более 70° самолет коснулся земли плоскостью крыла на Vпр=255 км/ч. В 05:11:15 на расстоянии 13,5 м от левого края ВПП самолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Разброс обломков составил 244х67 м.
    В момент отключения МСРП при столкновении с землей параметры полета самолета составляли: Vпр=250 км/ч, стабилизатор на кабрирование -2°, руль высоты 4° вверх, элероны -11° (штурвал вправо), левый крен более 63° (датчик крена на упоре), руль направления вправо на 7°, МК=56°, шасси убрано, закрылки на 20°, режим работы двигателей 98% (взлетный).
    Фактическая погода в момент происшествия: облачность 6 баллов высотой 280 м, видимость 3 км, дым, дымка, ветер 190° 1 м/с.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 5 5
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС СССР-87618
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 22.07.1971
Заводской номер ВС 9131918
Наработка ВС (часы) 17132
Наработка ВС (циклы) 20927
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса У-505
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское УГА, Ташкентский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ташкент (Южный)
Пункт назначения Шахрисабз
Начальный пункт маршрута Ташкент (Южный)
Конечный пункт маршрута Шахрисабз


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что движение самолета по крену с угловой скоростью 18-20°/сек с отклонениями на парирование крена элеронами соответствует кренению самолета с угловой скоростью 27°/сек с неотклоненными элеронами, что могло быть вызвано только внешним возмущающим моментом от спутного следа самолета Ил-76. Располагаемая эффективность элеронов при полном их отклонении составляет приблизительно 15°/сек.
    Дополнительным свидетельством влияния спутного следа является самопроизвольное изменение параметров продольного движения самолета и искажение показаний скорости от приемников воздушного давления.
    Из-за отсутствия бортового магнитофона определить, кто из членов экипажа осуществлял пилотирование, и полноту выполнения карты контрольных проверок не представляется возможным. По данным медико-психологических обследований второй пилот в период развития аварийной ситуации активно участвовал в пилотировании самолета.
    Второй пилот и бортмеханик привязными ремнями не пользовались. Был ли привязан КВС, установить не удалось.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Катастрофа самолета Як-40 №87618 произошла в результате воздействия на него мощного внешнего возмущения от спутного следа самолета Ил-76 №76482.
    В руководящих документах МГА не установлены обоснованные интервалы между последовательными взлетами ВС 1-3 классов, исключающие опасное воздействие спутного следа.
    Инструкцией по производству полетов (ИПП) на а/д Ташкент-Южный между последовательными взлетами всех типов ВС предусмотрен интервал в 1 минуту, необоснованно установленный без учета требований НПП ГА-85. Изменения в ИПП в соответствие с НПП ГА-85 по минимальным временным интервалам при взлетах и посадках воздушных судов 3-4 классов за воздушными судами 1-3 классов не внесены.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.