Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т а/к Башкирские авиалинии близ Азово
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 апреля 1999 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  республика Башкортостан, близ села Азово, Архангельский район, 85 км восточнее а/п Уфа
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24020
Авиакомпания:  Башкирские авиалинии
 


Описание
    Экипаж в составе КВС, проверяющего - и.о. командира звена, второго пилота и бортмеханика выполнял авиационные работы по ликвидации ледяных заторов на реке Инзер.
    Левое пилотское кресло занимал КВС, правое - проверяющий, второй пилот находился в грузовой кабине с тремя взрывниками и представителем МЧС. Взлетная масса и центровка не выходили за установленные пределы.
    В районе работ было произведено два захода для пробивания лунок в ледяном поле затора. Затем, после взрывов, экипаж выполнил заход для установки основных зарядов под лед.
    По заявлению КВС, в процессе последнего захода после четвертого разворота активное пилотирование выполнял проверяющий. Во время загрузки лунки взрывчаткой вертолет находился в режиме висения на высоте 0,5-1м, что предусмотрено "Инструкцией по подготовке экипажей и выполнению полетов на вертолетах Ми-8 для проведения взрывных работ по ликвидации ледяных заторов на водных магистралях Российской Федерации", утвержденной 18.03.98г. заместителем УГНБП ФСВТ России.
    Во время работы взрывника на льдине по закладке основных зарядов в лунку, при висении вертолета, курс изменялся в пределах 8 град. в течение 40 сек. Наиболее вероятно, для стабилизации вертолета по курсу экипаж уменьшил общий шаг винта и коснулся колесами шасси льдины, о чем свидетельствует тот факт, что регистрируемые параметры по курсу, крену и тангажу пришли в устойчивое состояние. В дальнейшем, в течение 5 минут 50 секунд происходило плавное уменьшение общего шага винта с 8 град. до 4 град. и появление разовой команды "обжатие стойки шасси". Через 23 сек после прохождения этой разовой команды произошло проваливание вертолета правой опорой шасси под лед, о чем свидетельствует увеличение правого крена до 9 град. и угла тангажа на кабрирование до 9 град. Рулевой винт коснулся ледовой поверхности затора и разрушился. Аварийная ситуация развивалась скоротечно, в пределах 4-5 секунд.
    Согласно расшифровки самописца, в момент проваливания вертолета, пилоты пытались удержать вертолет от разворота вправо дачей левой ноги и от проваливания увеличением общего шага винта с 4 град. до 9 град. и далее до 12 град.
    Резкое увеличение общего шага ПВ способствовало освобождению стоек шасси из ледовой полыньи, но при разрушенном рулевом винте и отклоненной левой педали возник сильный разворачивающий момент влево с левым креном до 25 град., в процессе которого лопасти НВ столкнулись с ледовой поверхностью и разрушились. Вертолет опрокинулся на левый борт, проломил лед и частично затонул.
    Шесть человек, получившие травмы различной степени тяжести, смогли покинуть затопленный вертолет. Проверяющий и взрывник утонули.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 1
Пассажиры 4 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24020
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1991
Заводской номер ВС 99150914
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Башкирские авиалинии
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     При расследовании катастрофы комиссией отмечено значительное уменьшение годового налета у летного состава, что оказывает негативное влияние на их профессиональную подготовленность, приводит к потере имеющихся навыков, необходимых для выполнения сложных видов авиационных работ.
    Анализ состояния безопасности полетов свидетельствует о серьезных недостатках в работе командно-летного состава авиакомпании "Башкирские авиалинии" по профилактике авиационных происшествий и снижении контроля за деятельностью авиакомпаний со стороны руководства Башкирского территориального управления ФСВТ России. За 10 лет в авиакомпании произошло 16 авиационных происшествий, из них 4 катастрофы. Все катастрофы произошли при выполнении авиационных работ.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы вертолета явилось невыдерживание экипажем рекомендуемой высоты висения при проведении сложных взрывных работ на малой высоте, касание стойками шасси льдины с последующим проваливанием их под лед, что привело к разрушению хвостового винта и конструкции вертолета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.